Пришло время Рождественских праздников, и именно в период декабря-января наиболее остро для христиан Украины возникают вопросы о дате отмечания религиозных праздников, в частности Рождества, и разницы между юлианским и григорианским календарями. Такие вопросы возникают в связи с желанием части украинцев присоединиться ко всему миру для общего празднования рождения Иисуса. А в семьях, где супруги разных конфессий, они вообще возникают постоянно. Знаю  лично несколько таких межконфессиональных или, как некоторые их называют, «смешанных» браков. И моя собственная семья - экуменическая) Поэтому решила рассказать больше о том, как строится домашняя церковь в таких семьях. А могут ли такие семьи способствовать единству Церкви, и как к таким бракам относится духовенство - расспрашивала у о. Георгия Коваленко, ректора Открытого православного университета Святой Софии-Премудрости.

Если в браке мужчина и женщина разных конфессий  - это вызов для единства Церкви или наоборот?

Единство - это не только то, что должно быть где-то и когда-то в будущем. Единство - то, что существует уже сегодня. Мы должны научиться видеть эти измерения единства, видеть реальные возможности для единства, и их всячески использовать. Сегодня у нас существуют «смешанные браки», в которых супруги принадлежат к разным церквям. И вместе ли им приходить к евхаристической чаше, или им необходимо это делать только раздельно? Как мы, церковные общины, заботимся об этих семьях? Принимаем ли их как целое, или начинаем делить на православную и католическую часть? Это практические вопросы, от ответа на которые на самом деле будет зависеть, видим ли мы измерение единства между церквами. Потому что можно сколько угодно соглашаться с богословскими дискуссиями и сталкиваться с определенными традициями и практиками, которые сформированы уже тысячу лет и поддержаны богословием разделения. Мы уже, слава Богу, имеем богословское желание единства, или хотя бы пытаемся говорить о необходимости единства. Но также должны это подкреплять определенными практиками, замечать и находить их.

Экуменические инициативы должны исходить от мирян или от духовенства?

Этот процесс может происходить в любом измерении. Есть богословы, которые говорят, что границы между церквями не доходят до неба. А я шутливо продолжаю эту фразу, что они не доходят до людей.

Такие экуменические практики уже формируются как раз там, где есть «смешанные браки», где есть неприятие разделения большим количеством украинцев, которые себя считают верующими, православными, например, но не желают относить себя к какой-то конкретной конфессии. Это те основы, на которых уже можно строить иной формат единства.

Сегодня многие миряне принимают плюрализм, многоконфессиональность, то есть то, человек имеет право на выбор своего вероисповедания, на его изменение и даже на потерю веры. Нам надо брать пример с Бога, потому что он нас любит независимо от того, верим мы в него или нет, и к какой церкви мы принадлежим. Нужно больше демонстрировать любовь, чем строгость или законы. Как говорил апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2.21).

Нам надо не создавать проблемы для людей на пути ко Христу, а всячески им помогать, независимо от того, идут они к нам во храм или шагают мимо нас к другому сообществу.

Так как же Церкви, духовенству нужно воспринимать людей, которые состоят в межконфессиональном браке?

Вопрос «смешанных семей» и их участие в литургической жизни сообществ очень живо обсуждают последние несколько лет и в Германии, и во Франции. В Украине эти вопросы тоже постоянно возникают. Я думаю, что должны образовываться сообщества, где должны служить те священники, которые будут принимать эти семьи в своей евхаристической общине и, при том, не запрещать им посещать другое сообщество. Так же и в отношении детей. Должна быть открытость к таким семьям, чтобы они себя одинаково чувствовали частью и  одного, и другого сообщества, особенно это касается детей.

Мне не нравится ситуация, когда при крещении приходите, например, к православным, а там спрашивают: «Вы же обещаете, что будете воспитывать как православного, даже если папа или мама не православные? - Обещаем». Так же и католики спрашивают. Люди все обещают. А что происходит на самом деле? На самом деле они становятся одним целым - уже межконфессиональным. Думаю, что Церкви должны думать над этой историей, и не мешать тем сообществам, которые открыты для того, чтобы принимать такие семьи. Не запрещать им. Но если кто-то против этого, он тоже имеет право, и эти семьи должны уважать выбор того сообщества или монастыря, которые отказывают им. Все это длительный процесс. Я за то, чтобы не спешить с большими решениями на высоких уровнях. Лучшее решение - позволить разнообразие. Позволить общинам выстраивать свою жизнь и помогать семьям строить свои домашние церкви в любви, уважении, взаимном признании и сопричастии. Такая практика уже существует.

Практическим опытом жизни в межконфессиональном браке делится Галина. Они с мужем Виталием женаты уже 5 лет, воспитывают сынишку Якова.

«Муж -  римо-католик, я - православная, потому что родители ходили в эту церковь. Для меня же не было принципиально, в какую Церковь ходить,  для мужа - принципиально! Поэтому венчались в костеле. После венчания мы также начали ходить в костел, еженедельно и во время праздников. Изредка посещаю также греко-католический храм. К исповеди хожу тоже в костел. А вот когда приезжаю в село, то посещаю свою православную церковь. На Пасху и Рождество можем пойти туда вместе с мужем. Но потому, что бываю там редко, то чувствую себя уже как гостья, кажется, что люди смотрят, кто в чем пришел одет. А муж говорит, что у нас много крестятся, что это происходит механически уже, по привычке».

А как насчет детей, будете воспитывать их как католиков, православных или внеконфессионально, экуменистами?

Якова мы крестили в костеле. Поэтому он - католик. Но я вообще не очень воспринимаю это деление на конфессии.

Как отмечаете праздники, ведь религиозные календари у католиков и православных разные?

Праздники, особенно большие, празднуем дважды, по юлианскому и григорианскому календарю, 25 декабря я готовлю кутью, на католическую Пасху - пасхальную корзину. А на вторые рождественские и пасхальные праздники едем в село к моим родителям. По моим наблюдениям:  католические праздники - это  больше о религии в моей новой семье, а православные - это как-бы традиция. Для Виталия безразлично, сколько блюд на столе, но мы точно поедем в костел на мессу.

Действительно, сегодня, во время празднования Рождества, многие забывают о самой сущности праздника, а только отдают дань традиции. За уборкой, приготовлением блюд могут не успеть на Литургию или вообще не посетить Литургию. Но, празднуя этот величественный праздник, надо помнить, что мы отмечаем день рождения самого Бога, и лучший подарок для Него - это не обильный стол, а общая молитва и прославление в колядках.

Анна Микуляк

Фото: https://weddings.if.ua/, http://orthodoxy.org.ua/ та з FB

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...