Если представить Львов ХVIII в., то это почти полностью город храмов с прилегающими территориями кладбищ, многочисленными монастырями. Император Иосиф II, приехав во Львов, был поражен большим количеством церквей, костелов, монастырей и черной одежды монахов, так и назвал Львов «городом черных воронов». Поэтому после его реформы произошла ликвидация большинства монастырей и многих костелов, и город из насквозь сакрального превратился в огромное количество помещений утилитарного назначения. Речь идет о иосифинской секуляризационной реформе 1782-1785 годов. Еще ее называют иосифинская кассата, иосифинская отмена.

 Историк М. Дидушицкий в конце XVIII века насчитал во Львове «28 часовен и костелов, которые принадлежали монастырям, и еще 12 светских костелов латинского обряда, кроме 4 армянских и 13 русских церквей» [1].

После присоединения Галичины к Австрийской монархии в религиозной сфере начались изменения, особенно приобретшие размах в 1782 г., после декрета императора Иосифа II о ликвидации в Галичине монастырей. До 1790 г. во Львове ликвидировано 17 мужских и 6 женских монастырей. 24 костела закрыли. Часть из них разобрали (костел Св. Духа, костел Св. Екатерины Александрийской, костел Св. Марка, костел Воздвижения Честного Креста, костел Нахождения Честного Креста, а также недостроенный и неосвященный костел духачек).

В Центральном государственном историческом архиве г. Львова в польском туристическом путеводителе 1894 г. наткнулась на интересную заметку - перечень закрытых или переоборудованных костелов и монастырей в результате Иосифинской реформы 1784 г.  Известно, что это было закрытие большинства львовских монастырей. Однако в ходе исследования узнала об остальных львовских монастырях и костелах, которых ликвидировано вследствие «иосифинской кассаты». По данным из Энциклопедии Львова, из 41 костела, которые действовали во Львове до 1772 г., в начале XIX в. остались только 17 костелов.

Строительство новых монастырей во Львове возобновилось в сер. XIX в. Первыми монашескими конгрегациями, которые основали во Львове новые монастыри, были женские римско-католические ордена.

Иосифинские реформы были классическим проявлением философских и политических идей эпохи Просвещения, эпохи расцвета рационализма с его верой во всемогущество разума, эпохи, модой которой было одобрение лишь того, что соответствует критериям рациональности и полезности. Политически Просвещение было связано с просвещенным абсолютизмом, который понимал абсолютного монарха, к примеру, Фридриха II, Екатерину II в и Иосифа II как первого слугу государства. Уже на второй день после своего воцарения Иосиф II издал закон о свободе вероисповедания.

С особым нерасположением император относился к монашеским орденам, которые немедленно покорил власти епископов. Затем начались отмены монастырей и аббатств: в первые шесть лет царствования Иосифа II в Габсбургской империи их было закрыто не менее 740. Более 7000 монахинь и монахов оказались на улице. Это преобразование сопровождалось отчасти ограблением с беспощадным насилием, монастырское имущество растрачивали, драгоценные библиотеки уничтожали или разворовывали [2].

В 1770 г. создан специальный департамент по церковным делам, которому фактически была подчинена Церковь. Департамент издавал распоряжения, которые сформировали иосифизм как государственно-церковную систему управления. Департамент ограничил основания новых монастырей и вступления землевладений, взял под контроль государства церковные имения и увеличил минимальный возраст вступления в монастырь с 16 до 24 лет.

С отменой Общества Иисуса (иезуитов) в 1773 г. его имения в Габсбургских владениях перешли в Фонд Комиссии национального образования, которая переняла дело руководства образованием. В том же году количество церковных праздников уменьшено до 24 в год.

Олеся Косык

Фотографии:

1. https://www.wikiwand.com/uk/%D0%99%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_II

https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%99%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84_II

2. Коллаж фото Львова, измененного с  приходом австрийских властейhttps://photo-lviv.in.ua/yak-zminyvsya-lviv-z-pryhodom-avstrijskoji-vlady/

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...