«Просто у каждого существует свое время, когда он оказывается на Плутоне...». Эти слова режиссера Сашка Брамы пронзили меня настолько, что почувствовала потребность поделиться с вами впечатлениями от спектакля «Осень на Плутоне», этой онтологической экспедиции  в старость как таковую. Постановка создает среду, в которой человек сможет почувствовать и понять, чем лично для него являются время и старость, заставляет его взглянуть своим страхам в лицо и, возможно, даже обуздать их. Концепция / драматургия / постановка: Сашко Брама совместно с Андре Эрленом (Германия) и Марией Бакало.

 Плутон - самая отдаленная планета Солнечной системы. Как и в Солнечной системе, в социальном пространстве также  существуют малоизученные уголки. И гериатрические пансионаты относятся к такой малоизвестной для нас действительности. Осень - пора, которая ассоциируется с угасанием жизни и сбором урожая. В этом случае урожаем является  жизненный опыт людей. Оправдывая свое название, постановка воспроизвела на сцене поверхность Плутона - то холодное и темное пространство, в котором мы все рано или поздно окажемся, но которое трудно представить заочно.

«Само понятие Плутона в этой работе для нас является символическим, метафорическим. Это место отдаленное, холодное, это там, где ты чувствуешь одиночество. Может быть и “внутренний Плутон”  - это определенное ощущение, что ты в мире один, что ты далеко, что переживаешь тяжелый период своей жизни. Речь идет не только про пожилых людей, такие состояния может переживать и молодой человек. Просто у каждого существует свое время, когда он оказывается на Плутоне. Я исследовал вопрос Плутона, и интересно, что в восточной мифологии Плутон -  звезда смерти. Плутон - это также обитель определенных страхов, наше подсознание, где живет вытесненный болевой опыт, различные травмы», - рассказывает руководитель проекта  режиссер Сашко Брама.

«Осень на Плутоне» - это взгляд на бытие и ценности сквозь призму человека, капитулировавшего перед временем и оказавшегося в плену собственной памяти и собственной боли, человека, который еще не «умер», но и не «живет». Психологические и экзистенциальные проблемы старости находятся на бэкграунде общественного дискурса - эти голоса в тишине под влиянием повседневной рутины и массовой культуры вытесняются в подсознание. Прорабатывая их, авторы спектакля в течение года находились в тесном взаимодействии с пациентами гериатрического пансионата, и этот опыт был трансформирован в художественное высказывание, сквозной нитью которого является  тоска вечной души по совершенному миру.

Расспрашиваю Сашка, как такая «немолодежная» тема затронула молодых художников.  Ведь интересно, почему поиски себя - сквозь старость и одиночество? «Все началось с того, что я случайно попал в дом престарелых, помогал своим друзьям-волонтерам носить ящики. То, что я там увидел, меня поразило. Когда тебя как  художника что-то поражает в реальной жизни, сильно резонирует в тебе, это сигнал, что это тема, над которой нужно поработать. Через некоторое время принял решение поработать с темой старости. Я для себя  обозначил эту тему «Человек и время». Мы ходили в пансионат в течение года, много времени провели в разговорах с этими людьми. И это был для нас незаурядный опыт, глубокие переживания, определенная эволюция в восприятии темы. Когда ты общаешься с пожилым человеком, ты видишь себя в будущем, четко осознаешь, что твоя жизнь, твое время так же закончится. Хочешь - не хочешь, приходишь к серьезным размышлениям о ценностях.

Тема старости и смерти немного табуирована, неприятная, но очень полезная для общества, потому что провоцирует жить сегодняшним днем, выводит на глубокие размышления о своей жизни», - объясняет автор театральной постановки.

«Осень на Плутоне» является экспериментальным междисциплинарным проектом, кроме сложной темы, содержит в себе множество художественных практик: документалистика, перформанс, аудиодизайн, медиаискусства, кукольный театр и многое другое. Спектакль создан на пересечении документального и кукольного театра, танцевально-перформативных практик и пространственного аудиодизайна.

Премьера состоялась 22 января 2017 года во Львовском академическом драматическом театре имени Леси Украинки. Затем проект перешел в репертуар Львовского академического театра имени Леся Курбаса. Была серия выступлений за рубежом на разных европейских театральных фестивалях. Эти выступления продолжаются в настоящее время, и одно из направлений - это поездки по селам и маленьким городкам. Такие региональные гастроли начались с прошлого года.

Интересно, что в рамках проекта «Осень на Плутоне» во Львовском гериатрическом пансионате начала действовать арт-терапевтическая комната для пожилых людей. «Мы воспользовались историями жителей пансионата, но чтобы что-то отдать взамен, создали арт-терапевтическую комнату в доме престарелых, где на регулярной основе в течение 3 лет проходили занятия», - рассказывает Сашко Брама.

«Осень на Плутоне» - это документальное представление на основе бесед с жителями гериатрического пансионата. Истории брошенных стариков транслируются из динамиков, которые вмонтированы в реалистичные куклы-марионетки в человеческий рост, оборудованные специальной звуковой системой, позволяющей куклам говорить настоящими голосами из записанных интервью. Поэтому в постановке сохранены важные моменты их аутентичности - голоса, интонации, нарративы.

«Так случилось, что я попал в эту больницу. В конце концов, не попал, это сын меня ... выбросил из дома ... и сюда отдал».

«Я признаюсь, что это мой грех – у меня нет детей. Если бы у меня были дети... Но у меня были проблемы со зрением. И врач сказал, что при родах у меня сосуды в глазах потрескаются - и я ослепну... Лучше было быть слепой, но иметь детей…».

«Время не вернешь. Лета пропадают...».

Кого-то отдал сын, кто-то не имел детей... Неважно - сегодня все они находятся в этой гнетущей атмосфере, где время бесконечно, время - до конца. Только что ты будешь делать со своей вечностью?.. Старческие взгляды, беспомощные всхлипывания перемещают зрителей в другое измерение, которое, к сожалению, не надуманное, а реальное, даже неизбежное. Эта театральная постановка - это встреча человека с этой объективной реальностью.

Советую посмотреть спектакль, ведь в конце звучит песня космонавта, от которой все счастливы. «Я счастлив, что могу дать счастье другим людям...». Откройте двери терпения, чтобы наши дети не закрыли их за вами. Ибо, как говорил А. Макаренко: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слезы, вина перед другими людьми, перед всей страной». Никто не хочет встретить свою осень на Плутоне, поэтому мы так тронуты,  нам так стыдно. Но еще есть время остановиться и прислушаться, осмыслить, принять. Просмотр спектакля стал поводом серьезно задуматься о собственной жизни и человеческих ценностях.

Марта Бильская

Фото: Артем Галкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...