В рамках празднования 100-летия со дня рождения владыки Андрея Сапеляка Институт экуменических студий УКУ стал соорганизатором научного семинара «Украинская Греко-Католическая Церковь на II Ватиканском соборе». Личность владыки в масштабе истории, церковных событий, становление роли Восточных Католических Церквей рассматривали в своем слове президент Иснтитута экуменических студий УКУ о. д-р Иван Дацко и руководитель проектов и программ ИЭС УКУ Тарас Курилец.

 Личность Папы Иоанна XXIII в восприятии молодого о. Ивана

Смена главы  Римского Апостольского престола стала тем импульсом, который вызвал в ту пору ряд новых процессов в среде  Католической Церкви. Это обстоятельство также значительно повлияло на Восточные Католические Церкви, и на украинскую Церковь в частности.

Новым Папой, после длительного понтификата Папы Пия ХII, который по своему характеру был очень категоричен и консервативен, был избран 77-летний Иоанн XXIII, правление которого считали временным и переходным. Но вместо этого новоизбранный Папа быстро назначает новых кардиналов и шокирует католическую среду решением - созвать Вселенский Собор. «Это был шок! Для всей кардинальской коллегии - это был шок! Собор?! Они все говорили, что это будет Папа in transito (переходный), который, может,побудет 3-4 года, и вскорости умрет», - делится воспоминаниями о. Иван.

Новая Папская Малая Семинария в Риме

Владыка Андрей Сапеляк прилагал много усилий кработе Папской Малой семинарии, которая в то время находилась в Люри (Франция), и которая воспитала впоследствии христианскую элиту для украинской диаспоры. Отцы салезияне, к которым принадлежал владыка Андрей,  понимая, что такая семинария не найдет дальнейшего развития во Франции, решают перенести ее в Кастельгандольфо возле Рима. Особенно помог владыка Андрей Сапеляк в том отношении, что очень сблизился с ассесором Конгрегации Восточных Церквей,  кардиналом Акакием Куссой. Кардинал, вспоминает о. Иван Дацко, имел очень хорошую репутацию у новоизбранного Папы Иоанна XXIII, и именно это стало ключевым для реализации идеи Папской Малой семинарии в Риме.

В открытии и освящении Малой семинарии на праздник Покрова приняли участие и Акакий Густав, который уже в то время не был кардиналом, и сам Папа Иоанн XXIII.

Президент ИЭС УКУ о. Иван Дацко отмечает просветительско-общественную деятельность владыки Андрея Сапеляка и его брата о. Василия: «Они лично подавали очень важную информацию об Украинской Церкви, об Иосифе Слепом. А нас, молодежь, учили, что такое Вселенский собор, сколько их всего было, что долино на нем  происходить... Владыка Сапеляк был не только хорошим учителем. В первые годы, когда священников было только четверо, он преподавал и украинскую литературу для юношей, моих коллег, но он также отменно преподавал нам катехизис. Он нас вводил в церковную жизнь». Таким образом, они готовили молодых семинаристов ко II Ватиканскому Собору.

«Моя надежда - покров Марии»

Именно такой лозунг избрал себе владыка Андрей Сапеляк, когда его посвящали в епископы. Таким образом, это дало ему возможность информировать весь епископат о состоянии Украинской Церкви. Украинский епископат, по словам о. Ивана, написал послание «О великом отсутствующем», которое разошлось по всему миру и привело к освобождению митрополита Иосифа Слепого из неволи в СССР. «Знаете, в Италии  не знали, что такое Украина. Россия и Украина  - это все для них было одно. А тут они, значит, заговорили, что не хватает Иосифа Слепого», - подчеркивает батюшка.

Голос восточных католиков в Католической Церкви

О том, что у Восточных Католических Церквей были непростые отношения с Римским Апостольским Престолом, говорит и Тарас Курилец. Голос восточных католиков в католической церкви впервые веско прозвучал на II Ватиканском соборе. И этому способствовали определенные обстоятельства.

Во-первых, среди всех восточных католиков нет единства. Такая ситуация продолжается и по сей день. Прежде всего, это связано с тем, что, по словам г-на Тараса, они имеют разную историю, происхождение; в разное время они пришли к единству с Римским Апостольским Престолом. «Наибольшее их отличие - это степень осознания того, что они принадлежат к другой христианской традиции, традиции, имеющей равное достоинство с латинской», - подчеркивает он.

Пробуждение восточных католиков произошло на I Ватиканском соборе: непонимание специфики восточных католиков, вообще восточного христианства со стороны римского папского престола было настолько вопиющим, что восточные католики оказали значительный протест. И спикером его стал Халдейский патриарх Иосиф Аудо. Но вскоре после этого Папа Пий IХ замедлил этот процесс.

Но, в результате этого, восточные католики получили стимул к углублению осознания собственной церковной традиции. «Они обратили внимание на то, носителями каковой традиции они являются. Что это не какое-то декоративное дополнение к огромной латинской традиции в рамках Католической Церкви, в которой они находились», - говорит  г-н Тарас.

Уже во время II Ватиканского собора голос восточных католиков прозвучал и был услышан благодаря личности Папы Иоанна XXIII. Он очень хорошо понимал проблемы Восточной Церкви, ведь его первые назначения нунцием проходили  именно в тех краях, где проживало много восточных католиков.

Главное новаторство II Ватиканского собора, которое отметил г-н Тарас: «Церковь, которая была неизменна, которая считала себя «всегда той же», начала видеть себя Церковью, которая постоянно обновляется, меняется».

Восточные католики в работе II Ватиканского Собора

Восточные католики вошли в различные рабочие Комиссии II Ватиканского Собора. Украинские епископы впервые подняли вопрос религиозной свободы, в частности в СССР: «молчаливая Церковь в Советском Союзе - она существует, но она не может подавать свой голос». На этом же Соборе всплыла огромная волна информации о положении Митрополита Иосифа Слепого, и в результате это привело к его освобождению из тюрьмы.

На Соборе также работали над документом про Восточные Католические Церкви. Патриарх Иосиф Слепой, который принял участие во Второй сессии Собора, владыка Андрей Сапеляк, владыка Корниляк вместе с мелхитами и, в частности, Патриархом Максимом IV, настойчиво поднимали вопрос о том, что от Римского Апостольского Престола ожидается больше уважения к институту патриархов.

Владыка Сапеляк принимал участие также в подготовке документа «Об экуменизме».

В завершение г-н Тарас подчеркнул: «И поныне у восточных католиков нет  единства друг с другом, так как они достаточно сильно разбросаны географически: Европа, Ближний Восток, Индия. И, по-моему, сейчас задача  восточных католиков, и семинаристов, вероятно, прежде всего, наладить коммуникацию друг с другом,  создать сеть сотрудничества».

 

Оксана Гоцур

Фото с сайта http://sdbua.net/

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...