Во время ХII Экуменической социальной недели «Ответственность vs популизм», которая состоялась во Львове, богословы, журналисты, духовенство из Украины и зарубежья обсуждали модели единства Киевской Церкви на семинаре Украинского христианского академического общества. Первая сессия семинара была посвящена вопросам Томоса, первенства во Вселенской церкви и влияния Русской Православной Церкви на формирование единства Киевской Церкви (подробнее читайте здесь). А уже во время второй сессии сосредоточили свое внимание именно на попытках объединения в прошлом, модели двойного сопричастия и предложили новые формы экуменического сотрудничества.

 Чем поучительна история Киевской митрополии для современного диалога и экуменического движения?

На этот вопрос искал ответ д-р Игорь Скочиляс, проректор по научной работе УКУ: «Когда мы говорим о Киевской Церкви, то говорим о экклезиальной мечте. В реалиях жеХV века в Киевской митрополии между православными и католиками было взаимодействие, культурный обмен, межконфессиональная коммуникация, которые могли привести к тому, о чем мечтают экуменисты, миллионы христиан. Тогда это можно было назвать “унией” или “двойным сопричастием”, все зависит от интерпретации источников. В это время появилась  в Восточной Европе рецепция униатской идеи как продукта поздне-византийской схоластической теологи -  Флорентийская уния. Также появилась Папская булла Пия II 1458 года, которая на длительный период заложила канонические основы организации Киевской митрополии в пределах Польско-Литовского государства. То есть контекст общения Киевской Митрополии с Римом. А вторая  сторона  этого сопричастия - восстановление единства, общение с Церковью-Матерью - Константинополем. Также выходит уникальный документ, единственная достопримечательность, которая является рефлексией на модель “двойного сопричастия” в Киевской митрополии на прямые, непосредственные контакты с Римом, которые продолжаются и в дальнейшем,  и на  двойную юрисдикцию митрополитов».

Докладчик рассказал и об экуменических инициативах снизу, от простых мирян. Так, например, князь Иван Сапега, один из давнерусских магнатов, построил храм для богослужения двух конфессий: католической и православной.

«Опыт двойного общения экклезиологически невозможно перенести на реалии ХХI века. Однако,c экуменической перспективы он является продуктивным для конструирования современных моделей восстановления единства», - убежден историк.

5 моделей единства Церкви – какая наиболее эффективна?

Директор Института экуменических студий УКУ Павел Смицнюк проанализировал 5 моделей единства. Это модели:

1. Униатство.

2. «Одновременное» или «двойное» сопричастие.

3. Борьба за традиционные ценности.

4. Государствообразующий или нациеобразующий экуменизм.

5. Кенотическая экклезиология.

«Сегодня мы пришли к пониманию, что униатство не является тем путем, который приведет к единству христиан. Мейнстрим православных и католиков отвергает идею, что правильный путь к единству заключается в поглощении островков или фрагментов других церквей, принятии их в свое лоно. Мы еще не знаем, каков путь, который приведет нас к единству, но точно знаем, какие методы углубляют раскол вместо того, чтобы его заживлять», - отметил богослов.

«Модель “двойного” причастия получила свое развитие в среде Мелхитской Церкви. В украинском контексте вопрос одновременного сопричастия стал объектом изучения и дискуссий для студийной группы Киевской Церкви. Этот диалог никогда не имел официального статуса, но УГКЦ официально подчеркнула весомый вклад достижений этой группы для понимания экуменизма. На официальном уровне к идее  сопричастия обращался Любомир Гузар. В письме предстоятелю УПЦ митрополиту Владимиру он предложил алгоритм достижения общения между востоком и западом благодаря единству в служении евхаристии и с общим Патриархом. Ответ был сдержанным. И до сих пор, одновременное причастие, даже если имеет все права исторического прецедента, не воспринимается православными партнерами как легитимная модель единства», - пояснил директор ИЭС.

Чем опасны «консервативный» и «нациеобразующий» экуменизм?

По третьему пути единства, который докладчик обозначил как «консервативный экуменизм» - совместные усилия для утверждения определенных этических постулатов, защиты традиционных ценностей -  то, по мнению Павла Смицнюка, такое сотрудничество может превратиться в крестовый поход одной идеологии против другой: например, консерватизма против либерализма, или наоборот. Кроме того, защищать традиционные ценности можно и с мусульманами, и с атеистами, и со всеми людьми доброй воли.

«Государствообразующий, или нациеобразующий экуменизм предусматривает секуляризацию церковного сознания. Здесь Церковь понимает свою миссию с точки зрения общественной пользы для нации, которая проявляется, например, в сохранении ее языка и культуры, проповеди нравственности, содействии благотворительности и образовании, в результате чего церковь становится объектом политической эксплуатации. То есть то, что Церковь потеряла как религиозная организация, она старается отвоевать через свою привязанность к национальной идее.

Привлечение украинских церквей к созданию государства и утверждения национальной идентичности содержит свои риски, ведь в украинском измерении хорошие отношения между Церквами воспринимаются как шаги к объединению нации, сплочения против общего врага в образе другого государства или юрисдикции. Конечно, Церковь не должна игнорировать государственные и общественные вопросы, но и не должна потерять свою субъектность.  Диалог и сотрудничество между Церквами должны основываться на чем-то более евангельском, чем национальная консолидация и наличие общего оппонента», - отметил ученый.

Существует ли евангельский путь к единству?

«Секрет единства кроется в понятии “жертвенности”», - поделился размышлениями Павел Смицнюк и предложил выбрать модель единства Церквей в Украине и вне ее - «асимметричный экуменизм».

«Прежде всего, это отношение к другим Церквам и юрисдикции, построенное  не на принципе взаимности или компромисса, а на принципе дара. Примером этого является то, что Бог не пожелал относиться к человеку так, как тот относился к Нему, а поступил  асимметрично: сделал первый шаг навстречу, потом второй, третий, до смерти Сына Божьего на кресте, - пояснил докладчик и добавил:             - Только зерно, которое умерло - приносит плод, а не то, которое сухоньким лежит себе в кладовой. Поэтому, пока мы будем хотеть поглотить другую Церковь, чтобы она умерла, влилась или растворилась внутри нашей, а мы принесли плод, до тех пор наше желание единства будет бесплодным. Церкви должны расценивать свое существование не как цель саму по себе, а как символ, как инструмент Царствия Небесного».

По словам директора Института экуменических студий, Украинским Церквам следует отвергнуть модель взаимности и утилитарного обмена, а вместо этого практиковать прощение и творческую инициативу.

«Асимметрию нужно сделать одним из принципов экуменического диалога. Если мы будем ждать, пока другие изменятся, станут корректными, проявят инициативу, откладывать прощение, пока другой не попросит, то можем ждать до скончания века. Будет бесконечная “спираль непрощения”. Принцип взаимности делает нас зависимыми, порабощенными действиями других Церквей, на которые мы только отвечаем. Асимметрия же  - делает нас свободными и позволяет нам держать инициативу в наших руках. Я предлагаю эту модель для УГКЦ, сообщества,  к которому сам принадлежу, однако это не означает, что она не будет приемлема для православных. Но это их дело  -  поразмыслить над такой моделью, и мы не должны выдвигать ее, как условие с католической стороны, - подчеркнул богослов и сделал вывод: - Сегодня экуменический диалог зашел в тупик из-за логики компромисса и взаимности. В конфессиях преобладает логика рынка. В такой ситуации асимметричный подход к диалогу может стать выходом из тупика».

Анна Микуляк

Фото Оксаны Войтко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...