Богословы, журналисты, духовенство из Украины и зарубежья собрались во Львове во время ХII Экуменической социальной недели «Ответственность vs популизм», чтобы обсудить «Модели единства Киевской Церкви: на пути к восстановлению общения» на семинаре Украинского христианского академического общества. Познакомлю Вас подробно с тезисами и концепциями, высказанными во время первой сессии.

 - Сколько продлится объединение украинского Православия?

«В дни борьбы за Томос у многих сложилось впечатление, что с изданием этого исторического документа объединение произойдет само собой. Сегодня всем уже стало понятно, что мгновенной консолидации не произойдет. Объединительные процессы будут продолжаться не один год. А реальное объединение произойдет не раньше, чем обе стороны осознают необратимость изменений, будут готовы уступать, прощать и искать общее решение на основе компромисса», - отметил в своем докладе владыка Александр Драбинко, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Православной Церкви Украины.

- Каковы возможные варианты единства Киевской Церкви?

«Мы привыкли к административному пониманию церковного единства. Одна церковная структура, один Архиерейский Собор, один Предстоятель. Но источником церковного единства является не тот или иной властный кабинет или церковный орган. Источником единства является Сам Христос, который не оставляет Свою Церковь, но живет в ней через Святые Таинства. Понятно, что с точки зрения интересов страны, в которой мы живем, оптимальным вариантом нормализации церковной жизни было бы объединение всех православных христиан в единой Поместной Церкви. Но, к сожалению, Православная Церковь в Украине не способна сегодня объединиться под омофором одного иерарха... по моему мнению, при таких условиях мы должны со всей ответственностью и без популизма отнестись к модели нормализации церковной жизни, что предполагает возможность существования в одной стране двух - параллельных - церковных структур. Модели, которая не будет предусматривать юрисдикционного и административного единства. Но вместо этого будет основана на мистическом единстве во Христе. Единства, видимым знаком которого станет общениев таинствах и святой Евхаристии», - предложил митрополит Александр и добавил: « В своих молитвах я ежедневно прошу Бога одарить украинский народ церковным единством. Произнося эти слова, я не конкретизирую, каким именно должно быть это единство - полным (то есть единством в лоне единой Поместной Церкви Украины) или единством евхаристическим (которое  не отрицает параллельного существования двух канонических церковных структур - Православной Церкви Украины и Российской Церкви в Украине). Я не пророк, а следовательно, не знаю, как ответит Господь наши с вами молитвы об единстве. Но я уверен, что этот ответ обязательно прозвучит. Поэтому в конце своего выступления я хочу призвать православных епископов, духовенство и верных Украины к диалогу мира и любви. Оставим политические стереотипы популизма и возьмем наконец на себя ответственность перед будущим».

- Как автокефалия Православной Церкви Украины связана с первенство во Вселенской Церкви?

«Предоставление автокефалии любой Церкви исходит из того, что на Константинополе лежит особая обязанность заботиться обо всем Православном мире... ПЦУ, так же как и другие Православные Церкви, должна признавать гловой Святейший Апостольский Патриарший Вселенский Престол - такие фразы обозначены в Томосе об автокефалии Православной Церкви Украины, и это мощная самопрезентация Константинопольской Церкви, какой она себя сегодня видит», - заметил проректор Киевской духовной академии и семинарии Украинской Православной Церкви Владимир Бурега,  и продолжил:

«Дискуссия о первенстве во Вселенской Церкви идет не только между православными и католиками, но и в самой православной среде. Видение первенства во Вселенской Церкви изложены в Равеннском соглашении. В ответ на Равеннский документ в 2013 году появилась альтернативная позиция Московского Патриархата по вопросу Первенства,которой отрицается универсальное первенство на Вселенском уровне и указано, что первенство Константинополя - это первенство чести, а не власти. Кроме того, есть еще мощная Греческая богословская традиция,  которая смотрит на первенство совершенно по-другому, именно она отразилась в Равеннском документе. Это точка зрения митрополита Ивана Зизиуласа и его последователей: где Константинопольский иерарх как епископ считается первым среди равных, но как Вселенский - первый без равных. То есть даже Вселенский Собор не может существовать без особы Вселенского Патриарха. Эта мысль распространена в греческом богословии, однако она не является официальным учением Константинопольского Патриархата. Хотя современные документы написаны именно в духе этого нового учения.

Сегодня в Томосе об автокефалии ПЦУ эта дискуссия о первенстве во Вселенской Церкви отразилась очень ярко. Насколько Православная Церковь Украины соглашается с этой концепцией первенства, которая заложена в Томосе? Конфликт между Константинополем и Москвой -  это не только конфликт с Украиной,  это глубокий конфликт из-за первенства во Вселенской Церкви, понимания этого первенства и определенной архитектуры межцерковных отношений. И мы по этому поводу должны высказываться. Томос - это не ситуативный документ, который отвечает на наши внутренние украинские проблемы, это - исторический документ, который вписывает украинский вопрос в широкий круг общецерковных проблем современности».

- Как миряне Русской Православной Церкви реагируют на предоставление автокефалии Православной Церкви Украины?

«Роль мирян, духовенства и части епископата в РПЦ относительно тех или иных решений минимальна. Поэтому есть официальное мнение РПЦ, которое формулируется одним человеком, а все остальные мысли - не официальные. У нас реальная жизнь Церкви перешла на приходской уровень, иной уровень. Мы перестали понимать, что происходит на уровне церковного управления и стали просто прихожанами. На этом уровне ничего не говорится о политике и тех решениях, которые принимает Патриарх; мы дистанцировались от церковной бюрократии. Это Церковь молчания, где есть тысячи и десятки тысяч клириков, и большое количество прихожан, голос которой не слышим даже мы сами. Поэтому имейте ввиду, что РПЦ остается большой Церковью, и христиане в России есть. Из личного опыта могу сказать, что значительная часть из моего круга общения священников и мирян в России спокойно говорит, что признает автокефалию Украинской православной Церкви и спокойно относится к этому вопросу. Но эти голоса не слышны, это частные голоса людей в церкви, но если бы они сложились в один голос, то он прозвучал бы очень мощно. Однако пока не складывается», - рассказал Сергей Чапнин, российский журналист из Москвы, главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары».

- Позиция Русской Православной Церкви влияет на формирование единства Киевской Церкви?

«К сожалению, Русская Православная Церковь в нынешнем состоянии не может быть участником, а тем более не может создавать механизмы для формирования любой модели единства Киевской Церкви. Скорее наоборот, позиция РПЦ - это препятствие для поисков форм единства в Украине. Модель единства и Русская, и Греческая церковь не готовы искать, потому что и там, и там имперская модель. Поэтому нужно искать новую точку роста. По моему мнению, она одна - движение снизу, от приходов. Если епископы дадут возможность прихожанам искать модели единства в своем регионе, локально искать новые пути, тогда есть шанс», - убежден Сергей Чапнин.

Первая сессия семинара завершилась оживленной дискуссией, во время, которой выдвинули тезис о том, что процессы в Церкви происходят медленнее, чем в государстве, и рассматривая вопрос о том, для чего Украинской Греко-Католической Церкви Патриархат,  пришли к выводу, что нужно писать новую историю Православной Церкви в Украине. О второй сессии у УХАО расскажу уже в следующем номере «Духовности».

Анна Грапенюк

Фото Валентины Евтушок

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...