В июне в Греции представители Католической и Православной Церквей дискутировали о примате и синодальности во II тысячелетии. Украинскую Греко-Католичесую Церковь представлял президент Института экуменических студий о. Иван Дацко, и на семинаре в Киеве в Открытом православном университете Святой Софии-Премудрости он рассказал о результатах этой Международной православно-католической богословской комиссии. Также на семинаре в Киеве о. Андрей Дудченко раскрыл понятие понимания автокефалии и первенства в богословии отца Александра Шмемана.

 «Если добавить молитву и стремление исполнить Христов завет, чтобы все были едино, то можно ожидать положительных шагов в поисках единства и общения Церквей»

 «В результате нашей презентации II тысячелетия мы разработали элементы схожести как в наших традициях, так и в различиях, чтобы предложить шаги, которые должны сделать наши Церкви в стремлениях к единству. Итак, наше исследование показало, что примат и синодальность сохранились в течение II тысячелетия, хотя на Востоке и Западе были подчеркнуты различные аспекты различным образом. Восток и Запад признавали необходимость иметь определенную форму примата и службы единства. Более того, синодальность никогда не была забыта, поскольку созывали на регулярной основе соборы и синоды. Даже была возможность провести совместный собор во Флоренции, который считали вселенским. Мы также заметили, что политические потуги королей, императоров как на Востоке, так и на Западе сильно влияли на осуществление примата и синодальности. Все время шла борьба: или папа над королем, или король над папой », - подал выводы богословской комиссии о. Иван Дацко.

Во втором тысячелетии на Западе говорили, прежде всего, о Вселенской Церкви и вселенском примате и верховенстве епископа Рима. Зато на Востоке особое внимание уделялось синодальности местной Церкви за счет универсального примата. Это привело к различным экклезиологическим взглядам и каноническим учреждениям, а также взаимному отчуждению и непониманию. На Западе политические события (крестовые походы, создание латинских княжеств...) трактовались как акты агрессии и лишения свободы Церквей. Насильственное внедрение папского примата часто рассматривали на Востоке как угрозу тем Церквам, которые окончательно боялись быть подчиненными епископу Рима. Это объясняет окончательный отказ от Флорентийского собора. Римская Церковь считала себя одинокой и единственной Церковью, а единство Церкви видела как возвращение к послушанию папе. Это объясняет феномен униатства и прозелитизма латинских миссионеров на территории Восточных Церквей. Зато на Востоке Церкви встретились с феноменом национализма и этнофилетизма, что вызвало такую ​​опасность, что каждая региональная Церковь замыкалась в себе и считала себя самодостаточной.

«Сегодня в Католической Церкви возобновился и существует живой интерес к пониманию синодальности на всех уровнях. Католическая Церковь Папы Франциска имеет тенденцию вводить синодальный строй. Как это будет выглядеть - увидим. С такой установкой и пониманием Второй Ватиканский собор неожиданно открыл перспективы переосмысления Таинства Церкви как общения, и подобно наблюдаем в Православной Церкви необходимость осуществления примата и синодальности во вселенском измерении. В Католической Церкви наблюдаем желание отличить примат от выполнения примата, открыв новые перспективы для будущего.

Совещания проходили в дружественной и деловой атмосфере, потому что никакие формальные встречи не заменят дружбы и настоящего желания единства. А если добавить молитву и стремление исполнить Христов завет, чтобы «все были едино», то можно ожидать важных позитивных шагов в поисках единства и общения Церквей, что было потеряно в начале II тысячелетия», - подытожил президент Института экуменических студий.

Главным для о. Шмемана было убедить церковных иерархов, что Церковь должна быть Церковью для всех

«Отец Александр Шмеман, когда говорил о Церкви, то первое, что для него было важно, - фундаментальный принцип поместности. Он считал, что этот принцип церковной организации имеет дипломатическое значение. Был убежден, что другие принципы церковного устройства невозможны без этого. Когда мы говорим о поместности в Украине сегодня, то очень часто ошибочно отождествляем это понятие с автокефалией, что не является одним и тем же.

Из принципа поместности следует тот принцип административного устройства, который мы называем автокефалией. Если поместность касается церковной онтологии, то автокефалия - это принцип административного устройства.

Поскольку в начале своей богословской карьеры Шмеман занимался церковной историей, он наблюдал связь между идеями, которыми жила Византия, и церковным устройством. «...Не может быть независимости от империи без соответствующей церковной независимости», - пишет Шмеман. Мы это видим сейчас на примере Украины, когда движение за автокефалию является важным не только для церковного единства, не только из пастырских соображений возврата разделенных христиан ко вселенскому православию, но  также  в таком политическом контексте, как разрыв с Московской империей,  что до сих пор имеет влияние на Украине, в т.ч. через религиозные сообщества», - рассказал о понимании автокефалии и первенства в богословии отца Александра Шмемана о. Андрей Дудченко.

В историческом православии Шмеман диагностировал распад вселенского сознания. Развитие автокефалии было для Шмемана признаком натурализации христианства.

Сущность вселенского первенства для Шмемана заключалась в том, чтобы сохранять и проявлять единство Церкви в вере и жизни, сохранять и проявлять ее соборность, не дать местным церквям уединиться в провинциальности местных преданий.

Итак, главной составляющей экклезиологии Шмемана было акцентирование на первичности и догматической важности поместного устройства Церкви. Поместность и автокефалия - понятия связанные, но не тождественные. Центральной практической идеей является объединение всех христиан, живущих на одной территории, в одну церковную общину, это воплощение принципа поместности.

Марта Бильская

фото Ольгы Онацко 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...