Христианские Церкви продолжают обсуждать вызовы смешанных браков. Так, 14 июня в Киеве в Открытом православном университете Святой Софии-Премудрости состоялся семинар, тема одной из сессий которого «Экуменические вызовы смешанных супружеских пар». Смешанные супружеские пары очень чувствительны к вопросу отсутствия единства христиан. Поэтому священнослужители различных христианских Церквей из разных стран поделились пастырским опытом духовного сопровождения таких семей.

О смешанных браках в Католической Церкви, в частности, на примере Страсбургской епархии, рассказал о. Ален Мостер, преподаватель факультета католического богословия университета Марк Блок (Страсбург, Франция).

«Смешанные браки больше не воспринимаются как негативное явление, которого нужно избегать любой ценой. Необходимость официального разрешения остается, но это скорее воспринимается как призыв удвоить пасторальное внимание к таким супругам», - о. Ален начал с элементов канонических определений и уточнений. Затем добавил несколько штрихов к католическому богословию брака.

«Французское общество развилось за последние 50 лет быстрее, чем в течение нескольких предыдущих веков. Можно говорить о настоящей революции сознания и ценностей! Профессиональная мобильность, обучение и стажировки за рубежом, работа женщин, потребительское общество, индивидуализм, трудности в устройстве в жизни, завышенная оценка чувства влюбленности в сочетании с пустотой и взрывом количества разводов (45% браков заканчиваются разводом), виртуальный мир интернета..., - продолжает о. Ален Мостер,и приводит такую ​​статистику,  -  более 50% детей рождается вне брака; 95% пар жили вместе до брака; средний возраст вступления в брак, по состоянию на 2017 год, составляет не более 35 лет для женщин и 38 лет для мужчин; треть пар уже имеют детей на время бракосочетания. Отсюда следует, что священнослужителям и их помощникам, которые помогают в сопровождении супружеских пар, нужно стараться проводить евангелизацию, благовествовать, чтобы этот шаг стал настоящим открытием Богу и принять то, что предлагает Церковь».
За последние 10 лет цифры в Эльзасе тоже достаточно красноречивы. «Из 2482 супружеских пар, которые венчались в церкви в 2007 году, мы в 2017 году имеем 1488 браков. Эта эрозия является стабильной, как и то, что происходит на общенациональном уровне. Если сосчитать среднее арифметическое, получим 1942 свадьбыв год в Эльзасе. Из них в среднем 221 смешанный брак в год, что составляет 11,4% », - приводит данные  о. Ален.

Далее докладчик рассмотрел проблему религиозного воспитания детей, или риск минимального общего знаменателя, показал смешанные браки в приходской жизни (Евхаристическое причастие). По духовномусопровождения смешанных браков и их семей, по словам отца, епархии и приходы разработали курсы лекций, которые предлагают базовую катехизацию, изучение основ христианского брака, его психологических элементов и тому подобное. «Присутствие священника другой Церкви возможно и желанно. Если брак происходит в римско-католическом обряде, то его возглавляет католический священник. Участие другого священнослужителя может иметь место в любой другой момент (чтение библейского текста, комментария к этому тексту, молитвы). Важно именно участие, а не паритет между священнослужителями. Это не всегда легко обеспечить», - продолжает о. Ален Мостер.

О вызовах смешанных супругов в Британии рассказал протопресвитер Богдан Матвийчук, председатель консистории УПЦ в Великобритании (Вселенский Патриархат). «Примерно на каждых 10 сограждан, проживающих в Англии и Уэльсе, приходится 2 людей разных этнических групп, и эта статистика растет. Требованием регистратора при церковном браке в украинской церкви в Англии является принятие присяги на английском языке.
После Второй мировой войны в Англии поселилось 30000 человек, 86% по вероисповеданию были греко-католиками  (в основном из Западной Украины), 14% - православные (с Волыни и Восточной Украины). Из этих 30 000 было только 5 тыс. женщин. Так как для наших ребят не хватало украинских девушек, то они женились на немках, англичанках. Ассимиляция продолжалась, и возникла проблема с вновь прибывшими. Они не имели легального статуса, среди них были мусульмане. Католическая Церковь более строго относится к венчанию новоприбывших, поэтому они приходят к нам. Наша практика такова, что если один из супругов -  православный, то венчаем», - рассказал о. Богдан.

Из его слов понимаем, что диаспора была готова принимать все проблемы с вновь прибывшими: отсутствие документов о крещении перед венчанием, крещение детей, родители которых находятся в безбрачном статусе. «Это большая социальная, духовная, нравственная проблема. Мы спрашиваем совета для будущности, потому что нужны новые законы и правила. Сегодня проблематика смешанных браков в Британии современна, актуальна и велика», - подытожил о. Богдан Матвийчук.
Доктор канонического права о. Александр Язловецкий раскрыл католический взгляд на трудности, которые возникают при заключении смешанных браков. Речь идет об ином понимание супружеской неразрывности, гражданского брака, вопросы контрацептивных средств и проблемы, которые возникают после рождения детей, то есть, вопрос их крещения и религиозного воспитания.
«Краткий анализ оговоренных проблем, которые могут возникнуть в смешанном браке, требуют более глубокого изучения и шагов навстречу во время экуменического диалога. Что касается Католической Церкви, то в ее кругах активно обсуждаются будущие шаги по решению проблем смешанного брака. В любом случае следует быть оптимистами, поскольку смешанные браки являются для наших двух Церквей поощрением к будущему единству, примером которого они являются. С другой стороны, следует быть и реалистами, которые понимают, что некоторые проблемы и трудности смешанных браков между нашими Церквами невозможно решить до тех пор, пока не отыщем церковное единство», - подытожил о. Александр Язловецкий.
«В Западной Церкви брак рассматривается скорее как соглашение, контракт, фиксирующий присягу. И не нужно священнического благословения. У нас Петр Могила ввел присягу. Это был великий митрополит, внедрял многие западные, латинские практики. В наших старых документах нет присяги, есть согласие. И священник благословляет: “Что Бог сочетал - человек не разлучает”. Это основа в подходе к Тайнcтву Брака в Западной и Восточной Церквах», - прокомментировал докладе президент Института экуменических студий о. Иван Дацко.

 Марта Бильская

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...