Недавно в Киевском центре УКУ состоялась открытая дискуссия «Проблема идентичности в поликультурном мире: глобальные вызовы и украинские перспективы». Мероприятие проводилось в рамках ХI Экуменической Социальной Недели «Молодежь. Вера. Призвание». Дискуссия организована Институтом экуменических студий Украинского католического университета.

 Предлагаем нашим читателям несколько основных мнений из дискуссии Йосиф Зисельц, украинский общественный деятель и диссидент еврейского происхождения, деятель украинского еврейского движения


* К пониманию идентичности очень сильный толчок дала революция помаранчевая, когда в 2004 году мы с друзьями и единомышленниками  задумались о том, что же вывело миллион людей на Майдан. И у нас возникла определенная гипотеза, что это проявление цивилизационной идентичности.

* Когда мы говорим о моем интересе к идентичности, прежде всего для меня - это методика, это модель познания мира. Каждый выбирает ее сам, свою методику, свою модель познания мира, чтобы его понимали и объясняли. Модель - условная, ее нельзя нащупать, она нематериальна.
* Идентичность - это ряд качеств, по которым индивид или группа индивидов относит себя или  относится другими группами к определенному множеству. Когда я останавливаюсь на этом определении, у меня возникает многомерное пространство, в котором есть много идентичностей. Это может быть техническая, религиозная, идеологическая, политическая идентичность, а также идентичность  по признаку землячества. Во время Майдана меня заинтересовало, чтоже мы называем цивилизационной идентичностью. О ней не так легко говорить, это явление достаточно сложное.
* Рассказывая о цивилизационной идентичности, хотя я симпатизирую больше Западной, я оцениваю ее. Это просто наблюдение. Я не говорю, что Западная идентичность - это хорошо, Восточная - это плохо, или наоборот. Каждая идентичность - иррациональна, имеет возможность защищать себя. Условие мира идентичности - это невмешательство в идентичность другого.

 
Оксана Михеева, доктор исторических наук, профессор кафедры социологии Украинского католического университета

* Для того, чтобы ответить на вопрос «Кто я?», извне должна быть какая-то внешняя провокация. На этот вопрос каждый из нас отвечает в разных контекстах, и ответы на улицах Киева, Берлина или Лондона будут совершенно разными.
* Когда мы говорим «мы другие», мы переходим к тому, что понимаем, что мы разные. Когда мы говорим «разные», мы все равно понимаем, что мы равны, одинаково ценны, одинаково интересны. Надо научиться рассматривать разнообразие как капитал.
* Если вы хотите перессорить нескольких человек, позвольте им написать общую историю.
Когда я работала над
учебником по стории, то поняла одну вещь: очень важно правильно сформулировать вопрос в таких учебниках. Там часто звучит: «Украинцы и другие народы. Другие - нет, это неправильно, целесообразнее писать «разные».
* Мы должны понимать языковую проблему в Украине. Есть украиноязычные люди, которые склонны к коллаборационизму, и наоборот. Тех людей, которых определили как украинцев, их спрашивали, насколько весомой является их российская идентичность.
* У нас нет современного образа украинца. Сейчас бытует колониальный образ: хорошо потанцевать, попеть, поесть борщика и сала, попить водочки. Вот в этом контексте сервиса-развлечения и построен образ. Теперь же появляются образы новых украинцев, связанные с человеком военным (из глубинных интервью Виктории Середы).
* У нас возникла очень сложная ситуация, когда этим принятием идентичности трудно что-то объяснить, когда с каждым разом все больше стараются перейти к понятию ценностей. Уже говорилось, что идентичность – это не только самопризнание, самоопределение, но и признание другой группы.

Рeфат Чубаров, украинский крымско-татарский политик и общественный деятель

* В контексте существования крымско-татарского народа, хочу обратить внимание на коллективное самосознание, коллективные чувства, коллективные формы поведения в однообразном обществе.
В реальной жизни, когда мы являемся свидетелями коллективных проявлений, должны понимать, что существуют коллективные вопросы и равно ожидания желаемых  ответов на эти вопросы. Отмечу, что для крымских татар и сегодня актуальны вопросы «Кто мы в Украине?», «Кем или чем является Украина для нас?» Эти вопросы были и остаются актуальными в контексте возвращения их на свои земли и создания условий, которые, с их точки зрения,создавали бы возможности гарантированного развития и сохранения. Крымские татары всегда пытались понять, кто они для Украины.
* Вопрос государства может иметь различную мотивацию. Думаю, что многие украинцы, если вы их спросите обих Родине,  ответят - Украина. Если спросите крымского татарина - он скажет, что Украина - это его государство.
* Нет ничего такого неожиданного и угрожающего, когда мы говорим о коренных народах в Украине. И так случилось, что основные народы сконцентрированы на крымском полуострове.
* Недовольство своим собственным ответом на вопрос «Чем для тебя является Украина»?, толкает людей на эмиграцию. Люди осознают себя украинцами, но если  ответ, который они получают на свой вопрос, не удовлетворяет их, то это толкает их на отчаянный шаг.

 

Подготовила Наталья Лихновская

Фото автора

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...