Позиция Русской Православной Церкви - это препятствие для поисков форм единства в Украине. Поэтому нужно искать новую точку роста - движение снизу. Мирянам следует искать модели единства в своем регионе, действовать локально.

Об этом заявил в своем выступлении в рамках ХII Экуменической социальной недели Сергей Чапнин - российский журналист из Москвы, главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары», а также сотрудник исследовательского проекта «Конфликты в постсекулярном обществе».

 «Я очень рад, что во Львове есть Экуменическая социальная неделя. Во-первых, теперь очень важно, чтобы различные Церкви встречались и общались. Во-вторых, необходимо говорить о социальных проблемах. Церковь довольно редко справляется с этой задачей: она говорит о своих проблемах, о богословии, проповедует, но найти общий язык с гражданским обществом - не всегда легко. Ведь речь общества меняется, поэтому для того, чтобы вести диалог с гражданским обществом, это нужно делать постоянно, ибо в противном случае ты можешь потерять живую связь», - отметил Сергей Чапнин,  российский журналист из Москвы, главный редактор альманаха современной христианской культуры« Дары», а также сотрудник исследовательского проекта «Конфликты в постсекулярном обществе».

Свое участие в таком мероприятии спикер видит как послание православных христиан  России.

«Образ русского православия, существующий в СМИ и в социальных сетях, с одной стороны, не вызывает симпатии даже у нас самих, в России, а с другой - не соответствует тому, что происходит в церковной жизни. И  голос верующих, хорошо относящихся к братьям и сестрам в Украине,  сохраняющих какой-то интерес к тому, что происходит в Украине, постоянно молящихся и переживающих за Украину, мне кажется, не всегда слышен. Поэтому я хочу, чтобы мое выступление на этом форуме было свидетельством любви и хорошего отношения православных  России к украинским братьям и сестрам в Русской Православной церкви в Украине (ранее УПЦ (МП)), Православной Церкви Украины, Украинской Греко-Католической Церкви и Римо- католической церкви», - поделился своими соображениями Сергей Чапнин во время своего доклада на международном семинаре Украинского христианского академического общества «Модели единства Киевской Церкви: на пути к восстановлению общения».

Он рассказал, что Константинопольский и Российские патриархаты чрезвычайно значительны в мире православном. Но трудно понять, по каким принципам действует Русская Православная Церковь, а также то, какие механизмы заложены в основе межцерковных отношений в РПЦ.

Если Константинополь базируется на своей истории, традиции и на принципах права, то РПЦ предлагает пересмотреть различные позиции, в том числе и относительно самой себя, поскольку внутренняя структура РПЦ радикально изменилась за последние 10 лет, ведь этому поспособствовали и изменения в стране.

Сергей Чапнин отметил, что в РПЦ Патриарх и его ближайшее окружение является центром принятия решений, и только там формируется официальная позиция по тому или иному вопросу, а Московская патриархия как юридическое лицо владеет всем имуществом.

В то же время, многие  говорят, что они ходят во храм, остаются христианами, но перестали понимать, что происходит в РПЦ, а также дистанцировались от церковной бюрократии. Они не критикуют Церковь, ведь для того, чтобы что-то критиковать, надо что-то понимать.

Несмотря на различные вызовы и трудности, Сергей Чапнин утверждает, что РПЦ - не "монстр", потому что мы видим только медийное и политическое лицо Московской патриархии, а не реальную жизнь Церкви... Люди начинают понимать, что священники являются частью гражданского общества. Однако до сих пор РПЦ не может создать механизмы для единства Церкви.

«Роль мирян, духовенства и части епископата в РПЦ касательно принятия тех или иных решений - минимальна. Поэтому что существует официальное мнение РПЦ, которое формулируется одним человеком, а все остальные мысли - не официальные. У нас реальная жизнь Церкви перешла на приходской уровень. Мы перестали понимать, что происходит на уровне церковного управления, и стали просто прихожанами. На этом уровне ничего не говорится о политике и тех решениях, которые принимает Патриарх, мы дистанцировались от церковной бюрократии. Это Церковь молчания, где есть тысячи и десятки тысяч клириков, и большое количество прихожан, голос которой не слышим даже мы сами. Поэтому имейте это в виду, ведь РПЦ остается большой Церковью, и христиане в России существуют.  Значительная часть людей из моего круга общения, среди священников и мирян в России, говорит, что признает автокефалию Украинской Православной Церкви и спокойно относится к этому вопросу. Но эти голоса не слышны, это частные голоса людей в Церкви, но если бы они слились в один голос, то он прозвучал бы очень мощно. Однако пока так не складывается», - рассказал Сергей Чапнин о том, как миряне Русской Православной Церкви реагируют на предоставление автокефалии Православной Церкви Украины. Он добавляет, что единственное, в чем РПЦ «отпустила» Украину - это непоминание имени Патриарха (это практика, которая осуществляется по «молчаливому согласию»).

«К сожалению, Русская Православная Церковь в нынешнем состоянии не может быть участником, а тем более не может быть создателем механизмов для формирования какой-либо модели единства Киевской Церкви. Скорее наоборот, позиция РПЦ - это препятствие для поисков форм единства в Украине. Модели единства и Русская, и Греческая Церковь не готовы искать, потому что и там, и там - имперская модель. Поэтому нужно искать новую точку роста. По моему мнению, она одна -  в движении снизу, от общин. Если епископы дадут возможность прихожанам искать модели единства в своем регионе, локально искать новые пути, тогда есть шанс», - рассказывает Сергей Чапнин о том, влияет ли позиция РПЦ на формирование единства Киевской Церкви.

По его словам, для единства в РПЦ нужна унификация, ибо многообразие угрожает церковной бюрократии.

В конце своего выступления Сергей Чапнин упомянул еще одну важную деталь:

«К сожалению, на русском языке нет ни одной книги об Украинской Греко-Католической Церкви (хотя бы за период конца ХХ века). Поэтому, о каком диалоге с греко-католиками может идти речь, если в РПЦ нет представления о том, кто такие греко-католики!».

Оксана Войтко

Фото автора Валентины Евтушок

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...