Они - как две оливных ветки,

                                                  Их биография проста:

                                                  Блаженны сестрыосифитки

                                                 Жизнь положили за Христа.

 

Среди многочисленных свидетелей невинных страданий монашества заметна фигура мужественной монахини, жертвенной настоятельницы общины сестер Ордена св. Иосифа, блаженной преподобномученицы Олимпии (Ольги) Беды. Ее жизнь, полная страданий и прощения, была свидетельством большой покорности, самоотдачи Богу и ближним.

Будущая святая родилась в с. Цеблов на Сокальщине в 1903 году в семье Алексея и Анны, где, кроме Ольги, было еще трое других детей - брат Владимир и сестры Наталья и Ева. В этом селе она выросла, научилась маминым молитвам и закончила четыре класса начальной школы. В этом же селе было первоепоселение общины сестер св. Иосифа.

Ольга Беда, будучи еще довольно юной, вступает в общину, где с первых дней старается подражать харизмам, которые были присущио. Кириллу Селецкому, основателюобщины, и выполняет всякую порученную ей работу. Во время новициата сестра Олимпия учится работать с детьми, зная, что основным признаком ее монашеской общины является труд в приютах (детских садах). Вскоре сестру как хорошую воспитательницу направляют в с. Жужеляны Сокальского уезда для работы с молодежью, где она занималась духовным воспитанием подростков. В то время в монастырском доме было 12 девушек, и с. Олимпию назначили их воспитательницей и опекуншей.

После шести лет работы с девушками сестру Олимпию направляют как настоятельницу в еще один монашеский дом в пгт. Хиров, куда ее и переводят в1938 году. Как пишут Игорь Микуш и Роман Сиротин, именно с этого города начнется крестный путь сестры на ее «сибирскую» Голгофу.

«Сестра Олимпия была очень хорошая, приятная на вид и очень жертвенная... среднего роста, носила постоянно очки, всегда немного улыбающаяся, скромная, тихая. Она никогда не вступала в какие-бы то ни было споры», - так о ней вспоминают сестры, которые ее знали.

Наступали тяжелые времена для нашей Церкви. И сестры, несмотря на угрозы и предупреждения, не переставали катехизировать детей. «В 1944 г. священника Хирова о. Тараса Бобковича энкаведисты забрали в тюрьму, когда он возвращался со Св. Литургии. Одновременно они начали регулярно наведываться в монастырь, где насмехались над сестрами, угрожали, требовали, чтобы те отреклись от жизни в Боге. Так началась новая эпоха в жизни настоятельницы дома с. Олимпии, а также и других монахинь. Все понимали, что наступает время, когда нужно будет собственной жизнью засвидетельствовать веру в Христа. Энкаведисты выслеживали сестер на каждом шагу, и те, будучи смелыми и решительными в проповеди Евангелия, продолжали поощрять людей к молитве, а еще больше - собирали их на совместные службы, так как священника уже не было. В 1950 г., когда сестры возвращались из костела в Добромыле, приехала машина, в которую их затолкали и увезли. Это было первое большое предупреждение для с. Олимпии и других сестер. Им приказали сбросить монашескую одежду и прекратить ту деятельность, которой занимались. Сестер предупредили, что если не перейдут в«истинную веру», то санкции в отношении них будут довольно жестокими. После этого они были выпущены на свободу, и еще с большей любовью старались призвать людей к усердной молитве, сохранению своей веры и сохранению добродетелей. Во время одного богослужения на кладбище в 1950 году сестер забрали энкаведисты и повезли в Бориславскую тюрьму, где они провели 6 недель в тяжелых условиях. «Спали на цементе, подстелив какие-то вещи, а так как кормить сестер отказались, то ели только то, что взяли с собой», - читаем в показаниях Братства«Введение во Храм Пресвятой Богородицы».

Поэтому в 1950 г. солдаты НКВД с. Олимпию арестовали и вывезли в г. Борислав.Режим в тюрьме был очень строгим. Монахини ждали решения своей судьбы, а между тем проводились допросы. Впоследствии их перевезли в г. Томск, а тогда в с. Харск. Монахини терпеливо сносили нечеловеческие условия жизни.

Сестра Олимпия получила приговор - пожизненную ссылку за «антисоветскую деятельность» в с. Харск Томской области. Сестра подписала документ, где соглашалась с приговором к пожизненной ссылке. Блаженная просила власть не вывозить в Сибирь больную туберкулезом сестру Лаврентию, однако больная сама решила переносить тяготы вместе с настоятельницей. Сестра Олимпия добилась, чтобы сестру Лаврентию, а также болезненную с. Гликерию, поместили с ней в один вагон. Переезд из тюрьмы в Томск был очень утомителен.

Из Томской области, куда они прибыли после двух недель дороги, сестер отправили на спецпоселение, где они уже сами должны были искать себе жилье. Никто не хотел принимать сестер, среди которых была больная туберкулезом. Сжалилась одна семья россиян. Работа была тяжелой: «зимой рубили лес, летом косили и заготавливали сено». У сестры Олимпии часто болела нога - возобновилось воспаление ключевого нерва. «Начальником был Киселев, не смотрел, кто болен, кто здоров, всех выгонял на работу, любил повторять фразу: “Не умеешь - научим, не хочешь – заставим”, но сестры все cтойко сносили».

В письме к провинциальной настоятельнице с. Неонилии с. Олимпия пишет: «Божье Всемогущество, Божье Провидение не даст своим детям пропасть на чужбине, потому что Он с нами и здесь, даже между этими лесами и водами не забывает нас... мы должны радоваться и гордиться тем, что мы удостоились такой ласки у Господа, ибо Христос сказал: “Блаженны гонимы и преследуемы за правду, ибо таковых есть Царство Небесное”, так чего же больше. И мы Христовы, а Христос наш. За веру, за дело Божье страдаем, а что может быть лучше этого... Идем смело Его следами. И не тогда, когда нам хорошо, но тогда, когда горько, скажем: “Богу слава за все”».

23 января 1952 года с. Олимпия, обессиленная тяжкими страданиями и болезнью, отдала душу в руки Господа. Обряд беатификации состоялся 27 июня 2001 в г. Львове во время Святой Литургии при участии папы Иоанна Павла II.

Марта Бильская

 

Источник: Игорь Микуш и Роман Сиротин, Братство «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» http://www.sokal.lviv.ua/relihiia-olimpiia_bida.html

Фото ссылки: https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D1%96%D0%BC%D0%BF%D1%96%D1%8F_(%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%91%D1%96%D0%B4%D0%B0)

https://www.mapofmemory.org/70-72

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...