1941 год. «26 июня начался четвертый день войны. К востоку раз за разом летели бомбардировщики, громко били пушки. У нашего народа есть меткая поговорка - «как тревога, так к Богу», и люди со всех уголков села ежедневно сходились на Литургию. Уже после завершения Литургии к священнику подошел кто-то из Выгона (часть села возле автодороги Львов-Яворов) с просьбой посетить со Святыми Тайнами женщину, которая находилась при смерти. Священник, не колеблясь, одел ризы, взял Евхаристийного Христа и уже собрался уходить, когда крестьяне, что задержались в храме, попытались остановить о. Николая:

-  Отче, мы вас не выпустим.

 -  Как это не выпустите? Почему?

 -   Разве вы ребенок, не понимаете, что творится? Посмотрите, сколько людей «красные» арестовали! Где они теперь? Их вывезли в Сибирь? .. Убили? .. Закопали? Да как  увидят вас в священнической одежде, сразу замучают.

Священник ласково посмотрел на людей, немного помолчал и ответил:

 -  Представляете себе, что вы мне предлагаете? Ведь если женщина, не дай Господи, умрет без Исповеди и Причастия, я буду иметь  смертный грех. Даже если бы меня должны были убить - это мой пастырский долг.

Не смели люди перечить священнику,  и вдруг дьяк Владимир Прийма обратился к батюшке:

 -  Отче, одного вас не пущу - я пойду с вами.

Теперь уже священник начал отказываться из благодарности:

 -  Владимир, это мой долг священника, а ты в это смутное время должен заниматься семьей.

Но дьяк продолжал настаивать, и священник, наконец, согласился. Ни один красноармеец не тронул их, когда они проходили вдоль шоссе, по которому «красные», колонна за колонной, бежали на восток. Священник исповедал и причастил больную. На обратном пути их тоже не тронули большевики, и надо было преодолеть всего несколько сотен метров до соснового леска, покрывавшего Страдецкую гору, как издалека их заметили энкаведисты, что в то время на лошадях ехали из соседнего Янова (ныне пгт. Ивано-Франково). Священника и дьяка поймали и повели в направлении Львова. С горы крестьяне видели все это и сразу сообщили жене Владимира Марие. Она догнала заложников только в соседнем селе Ямельня и бросилась мужу на грудь. Тогда один из энкаведистов хотел застрелить ее, но другой, пожалев пули, начал бить женщину прикладом, после чего оставили ее без сознания и пошли дальше. Впоследствии п. Мария назвала имена палачей -  капитан Филатов, начальник гарнизона Дяченко, работник райкома партии Ринґель, еврей из Янова. Утром следующего дня в селе уже были немцы, но людей еще несколько дней не пускали на поиски пропавших, мотивируя приказом стрелять без предупреждения во всех подозрительных лиц. Нашли мучеников через пять дней на опушке леса, что зовется Борок, на окраине с. Ямельня. Рассказывают, что старого священника убили одной пулей. На голове у него запеклась кровь, наверное, что от удара прикладом. Дяка же страшно пытали. У него были выколоты глаза, поломаны руки и ноги, а на теле насчитали 28 колотых ран»,- эту историю записал из уст еще живых свидетелей Зенон Боровец.

Родился Владимир Прийма 17 июля 1906 в с. Страдч, недалеко от Львова. Отец, Иван Прийма, был дьяком и секретарем при церкви, мать, Анна Прийма, - хозяйкой. У супругов родилось девять детей, из которых выжило семеро ребят. Жизненные пути братьев Владимира были разными: Роман погиб в УГА, Мирон как греко-католический священник выслан в Сибирь (до 1956 г.), Левонко работал инженером, Иван - учителем математики, Максим - священником (убили поляки), Михаил - бухгалтером. Как и отец, Владимир после обучения в дьячковской бурсе исполнял обязанности дьяка и дирижера в приходской церкви. 10 ноября 1931 г. женился на Марии Стойко и воспитывал четверых детей: Анну, Романа, Мирона и Марию; пятый сын Иван умер в возрасте нескольких месяцев. После смерти Николая Конрада его старшему сыну было 9 лет, а младшей дочери 1,5 года. Как описано в предыдущем свидетельстве, 26 июня 1941 Владимира Прийму и священника Николая Конрада замучили большевики в лесу на окраине соседнего села Ямельня.

27 июня 2001 Папа Иоанн Павел II во время визита во Львов беатифицировал 28 блаженных УГКЦ. Среди них о. Николай Конрад и дьяк Владимир Прийма. Дьяка Владимира считают покровителем мирян, ибо он, будучи обычным крестьянином, дьяком, в то же время был образцовым семьянином и христианином, отдал жизнь за веру, не побоявшись опасности того времени. Департамент информации УГКЦ отмечает, что Церковь нуждается в таких мужчинах и женщинах, которые сумели быть активными и творческими помощниками пастырей в церковной жизни, давали христианское свидетельство в семье, на работе и в быту. Миряне должны своими талантами и способностями развивать Церковь, таким образом проповедовать Царство Божие в миру.

В наше время день смерти блаженных о. Николая Конрада и дьяка Владимира Приймы, 26 июня, стало днем ​​всеукраинского паломничества в с. Страдч, что на Яворовщине. Мощи блаженного Владимира Приймы эксгумированы и перенесены в приходской храм Успения Пресвятой Богородицы в этом селе. Сегодня в Страдче строят большой паломнический центр, на Страдецкой горе расположен известный Крестный путь,  что по духовному значению приравнивается к Голгофе в Иерусалиме. Ежегодно здесь тысячи паломников, не только в день отпущения, но и еженедельно, и ежедневно.

 

Подготовила Олеся Косык

По материаламhttp://ugcc.kiev.ua/blog/rozdumy-nad-zhyttjepysom-svyatosti-blazhennoho-volodymyra-pryjmy/

http://www.cerkiew.net.pl/Blahowist/Archiwum/Blahowist_2012_09_10.pdf

http://www.lvivpost.net/suspilstvo/n/20751

Фотоhttp://ugcc.kiev.ua/blog/rozdumy-nad-zhyttjepysom-svyatosti-blazhennoho-volodymyra-pryjmy/

[01] – Икона блаженного мученика Владимира, певца, страдецкого страстотерпца;

[06] – 1933 г. Семья блаженного Владимира. В верхнему ряду стоят: Владимир Прийма (второй), Мария Прийма из дома Стойко, жена блаженного Владимира (третья). В нижнем ряду сидят: Анна Прийма из дома Гуралевич, мать Владимира – на руках держит Анну-Ирену, дочь Владимира; правее – Антонина Прийма, жена о. Мирона Приймы (брата Владимира). Другие личности не идентифицированы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...