1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Одной из духовных фигур недавнего прошлого на Закарпатье, которая оставила определенный след в области экуменических состязаний, является владыка Иван Маргитич.

Если расширить рамки экуменизма не только в деле сочетания православной и католической церкви, а рассмотреть более широко, то на Закарпатье необходимы были шаги к сближению римо-католической церкви с греко-католической, поскольку в определенное время ощущались отстраненность и холодность в отношениях всех католиков. Произошло это из-за агрессии венгров в Закарпатье во времена Карпатской Украины (1939 г.). Католики-венгры задушили тогда освободительное движение украинского Закарпатья во имя украинского государства и потопили их в крови, независимо от конфессиональной принадлежности.

То есть случилось так, что католическая страна, католический венгерский народ восстал против греко-католиков. Хотя среди римо-католиков и венгров были такие, которые симпатизировали освободительной борьбе украинского народа, например люди из смешанных семей.

А во времена, когда пришла воля и свобода для УГКЦ, когда она вышла из катакомб и после 1989 года стала свободной, тогда возникла необходимость сближения двух католических Церквей Закарпатья. Нужно было стереть обиду, причиненную венгерскими католиками, или хотя бы загладить ее. И одной из таких фигур, которая пыталась преодолеть противоречия и алогизм, сблизить церкви и прекратить недоразумения, был владыка Иван Маргитич.

Он сам был одним из тех, кто пострадал от венгерского режима еще в 1939 году из-за своей патриотической украинской позиции. Еще во время обучения богословию на первом курсе он был арестован венгерским властями из-за своих симпатий к Карпатской Украине. Через некоторое время был освобожден.

Исполнилось почти 50 лет церкви в катакомбах, Иван Маргитич стал священником, но не озлобился ни на венгерскую власть, ни на римо-католическую Церковь из-за их действий в 1939 году. И лучшим примером этого было то, что во время Рождественских праздников в декабре 1988 года владыка Маргитич официально отправлял литургии на венгерском языке для венгров греко-католиков в нескольких селах. То есть он не озлобился на венгров, умел прощать и мириться и не обвинял венгерскую власть и церковные круги, своих современников в том, что когда-то, в молодости, с ним произошло. Это такой внутренний экуменизм. Натерпевшись от венгров несправедливости в юности, в зрелом возрасте охотно сослужил с римо-католическими священниками, участвовал в экуменических встречах и неделях молитв за единство христиан.

Что касается православной церкви, то владыка никогда не отличался экстремизмом и не испытывал ненависти к православной Церкви в частности, например, в том, что она забрала имущество греко-католической церкви. И никогда насильно не пытался возвращать прежнее имущество греко-католической церкви, которое перешло в собственность православных, а одним из первых на Закарпатье в своем селе начал строить новый храм для греко-католической общины. Потом его примеру последовали многие греко-католические общины в нашей области, минуя эти конфликты, оставляя имущество уже православным общинам, чтобы никого не обижать, потому что и там люди такие же верующие, как и греко-католики. Поэтому этим поступком владыка Иван Маргитич дал нам хороший пример экуменического уважения и толерантности к православной Церкви и нашим православным братьям. Он не был враждебно настроен по отношению к ним, даже когда они не понимали и не хотели идти на такое мирное решение вопроса в отношении имущества, которое было бы безобидным для каждой стороны, как поочередное служение в храме обеими общинами. Но он не пылал гневом и местью за это. Таковы были экуменические взгляды и наставления в духовной жизни владыки Маргитича.

 

 

 

о. Василий Носа, настоятель греко-католической Церкви в г. Рахов (Закарпатская обл.)

 

 

 

Cправка:

 Иван Маргитич родился 4 февраля 1921 г. в с. Большая Чингава (в 1946 переименовано в с. Боржавское) Виноградовского района. Учился в сельской школе, а затем в Хустской реальной гимназии, где присоединился к Пласту.

В 1941 г. поступил в Ужгородскую духовную семинарию. В июле 1942 Иван Маргитич был арестован за принадлежность к молодежной ОУН, находился в «Ковнер - Каштелу». 22 июля приговорен венгерским трибуналом к 2-м годам заключения. В декабре того же года был помилован и продолжил обучение в Ужгородской духовной семинарии.

18 августа 1946 был рукоположен в священники и направлен пастырем в г. Рахов. За 2 года и 3 месяца молодой священник так утвердил людей в вере, что Успенская община стала крупнейшей в Рахове. Это очень не нравилось советской власти, и 10 февраля 1948 сотрудники КГБ забрали у отца ключи от церкви и приказали убираться из города. Поэтому Иван Маргитич вынужден был вернуться в родное село Боржавское.

На протяжении нескольких месяцев КГБ постоянно вызывал его на беседы, где убеждал отречься греко-католической веры и перейти в православие. Часто наведывались и в дом, забирали документы. Впоследствии Иван Маргитич решил уйти в подполье и продолжить свою священническую деятельность. 5 марта 1951 во время тайного венчания Ивана Маргитича арестовали и приговорили к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Четыре года он провел в концлагерях ГУЛАГа под Омском, а после смерти Сталина в сентябре 1955 года отпущен на свободу.

После ареста и ссылки в лагеря он ежегодно посещал свою первую общину в Рахове.

В 80-х годах Иван Маргитич принимал активное участие в борьбе за легализацию греко-католической церкви как член комитета ее защиты. 10 мая 1987 во Львове получил архиерейскую хиротонию от епископа Софрона Дмитерко. После легализации греко-католической Церкви в 1989 году владыка Иван Маргитич как епископ-помощник принимал активное участие в возрождении греко-католических общин, приходов Мукачевской епархии и выступал за объединение Мукачевской греко-католической епархии и Украинской греко-католической Церкви.

Умер в 2003 году во время службы в с. Пилипец на Межгорье.

Сегодня община г. Рахова инициирует начало беатификационного процесса Ивана Маргитича, предлагает завершить начатое владыкой дело по объединению греко-католиков Украины.

Подготовила Анна Грапенюк

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...