На протяжении 4-й Экуменической социальной недели участники мероприятия имели возможность как можно больше поразмыслить над предназначением Церкви в современном социуме, где очень часто на пьедестал ценностных ориентиров предлагают принципы, отличающиеся от моральных принципов. Об идентификации Церкви в ХХІ веке, ее проблемах и вызовах мы говорили с о.Даниэлом Макдональдом, социологом, вице-ректором Папского Григорианского университета в Риме и Рокко Д'Амброзио профессором политической философии факультета социальных наук Папского Григорианского Университета.

 

 

 

 

- Вы имели возможность участвовать в Экуменической социальной неделе, потому первый вопрос возникает логически - ваши впечатления от этого мероприятия. Возможно ли сквозь призму таких мероприятий консолидировать Церковь и общество?

- Даниэл Макдональд: Безусловно, такие мероприятия важны, ведь таким образом происходит не только идентификация себя как гражданина, но и себя как католика. Экуменическая социальная неделя отмечает то, что основой наших обязанностей, наших взаимосвязей с социумом должно быть доверие. На Академической конференции мы имели возможность собраться вместе и обсудить важные вопросы в разных сферах нашей жизнедеятельности. Целую неделю мы делились рефлексиями и виденьем, как именно помочь конкретно украинскому, а уже и потом европейскому сообществу, используя критерий доверия; презентуя при этом основные концепции Католической Церкви.

- В ответе на заданный выше вопрос вы говорите лишь о позициях Католической Церкви, но задание Экуменической социальной недели - это не только представление позиций исключительно одной конфессии …

 

- Д.М.: Да, абсолютно с вами согласен, ведь время Экуменической социальной недели - это тот период, в течение которого мы вели межконфессиональные диалоги, пытаясь разговаривать в одной плоскости через Святое Писание, которое приводит нас к достижению общего понимания.

 

- Рокко Д' Амброзио: Соглашусь с отцом Дениэлом. Первой задачей любой сферы деятельности - отыскать пространство для экуменизма. Особенно обращаем внимание на экуменический диалог в Церкви. Для того, чтобы состоялся этот разговор, должны быть заметны усилия со стороны общества. Когда я был в Стамбуле, в Турции, я имел возможность пронаблюдать за деятельностью экуменической группы, основным заданием которой была помощь бедным людям. Один из участников этого мини-сообщества был атеистом, но он сказал, что будет помогать бедным людям, ведь в этой помощи мотивация должна иметь большее значение, чем общественная помощь. Конечно, этот пример не мог не поразить меня и не натолкнуть на рассуждение о том, что объединение общества происходит через единство в Христе. Однажды брат Роже из Тезе сказал: "Объединение церквей - это утопия, но это наша обязанность!»

- Главная тема Экуменической социальной недели - "Реформы через доверие". Как выглядит этот критерий доверия в рамках Церкви? А как он выглядит сквозь призму общественного виденья?

 

- Д.М.: Это - хороший вопрос. По своему опыту могу сказать, что доверие, прежде всего, зиждется на фундаментальных принципах. Стоит отметить, что обществу присуща некоторая материалистическая позиция. Люди хотят "почувствовать на вкус" то, во что верят, и увидеть на примере реальной жизни реализацию своего доверия. Общества пытаются найти правду не в государственных институциях или отдельных известных персоналиях, а через изучение друг друга, а потому через познание Бога. Думаю, что через такие рассуждения можно условно найти отличие между этими критериями, хотя "социум" и до сих пор надеется на то, что его представители наивно будут доверять его институтам. Когда мы пытаемся решить определенные задачи, мы очень часто обращаемся к нашим общественным сферам, но в большинстве случаев они разводят руками, потому что не могут отыскать путей решения всех проблем. Поэтому мы обращаемся к Божьему доверию, концентрируя внимание на образовательном (в значении также и богословского образования - авт.) и семейном уровнях, ведь именно эти сферы нашей жизни помогают развивать доверие.

 

- Р.Д.: Действительно, дефиниция критерия разная, ведь, когда бы я спросил вас, в чем суть доверия к вашему врачу и в чем суть вашего доверия к Богу, очевидно, что ответы были бы разными (Смеется - авт.). Я, например, доверяю своему врачу из-за того, что он - компетентный профессионал то есть он знает, что в действительности делает. Сквозь призму этого примера, можно понять, что общественный критерий доверия базируется на межличностых этических взаимосвязях. Почему люди не доверяют определенным государственным институтам? Не знаю, как в вашей стране я сейчас буду говорить на примере родной Италии, наши политики, мягко говоря, не очень добрые люди. В формации критерия общественного доверия теряется моральный аспект, через то порою трудно найти понимание. Конечно, что мы можем найти пути для развития нашего доверия. Как отметил мой коллега, образовательный уровень является важным, но не определяющим. Мы должны абстрагироваться от нашей образовательной плоскости к укреплению межличностных отношений, ведь влиятельные представители сегодняшнего мира хотят нас разъединить. К сожалению современные медиа ресурсы все больше искажают этот диалог взаимопонимания.

- Когда мы говорим о нынешней Церкви, то обязательно обращаем внимание на ее современную "пестроту": для верных - это духовный центр, для политиков - инструмент для трансляции собственных идей. Какова идентификация Церкви ХХІ века?

 

- Р.Д.: Конечно, что я не буду говорить о Церкви в Украине, поскольку я здесь впервые и не имею опыта наблюдений, потому я буду акцентировать внимание на примере Церкви в Италии. Конечно, что в современном секуляризованном обществе трудно идентифицировать Церковь. Церковь должна не повторять своим верным, во что они веруют, а показывать и помогать засвидетельствовать величие Божьей любви. Вы, по-видимому, знаете об общине Тезе во Франции. Однажды лидер этого сообщества, брат Роже, сказал: "Бог - это не Тот, кто вычисляет мою жизнь, Бог - это Отец моей жизни". Церковь не может быть конкурсной площадкой для наилучших просителей или тех, которые постоянно придерживаются определенных догм. Если мы хотим понять идентификацию Церкви, должны засвидетельствовать величие Бога, а потом показывать это величие Божьей любви другим.

 

- Д.М.: Очень часто трудность в понимании идентификации Церкви зависит от "пестроты" разных богословских подходов. Об этом можно говорить и на примере Украины, и на примере моей родной Америки. Современная Церковь должна обращаться к вопросу новой евангелизации, к проблеме распространения месседжа в мультикультурных обществах. Думаю, что сегодня Церковь должна руководствоваться тремя принципами: первый - принцип ответственности перед верными, второй, - с особенным вниманием развивать новые поколения верных, третий - принцип понимания общины, где происходит достижение идеи экуменизма, о котором мы уже упоминали выше.

 

- Хотя вы еще в Украине впервые и еще не имеете необходимого опыта жизни в нашей стране, однако интересно было бы услышать ваши рассуждения. Многие наши политологи и ученые говорят о том, что при наличии одной общей Церкви наше государство развивалось бы в совсем другом русле. В таких позициях справедливо ссылаются на пример Польши, где верные Католической Церкви составляют более чем 90%. Безусловно, этот фактор, по их мнению, был бы определяющим в формации государственной неделимости и соборности, а, следовательно, и единству. Согласны ли Вы с этой позицией?

- Д.М.: Возможно, в этом утверждении есть часть правды, однако, как вам известно, я также представляю страну с церковной "многослойностью". Думаю, что каждая новая религия является своеобразным "подарком", который помогает глубже познать Бога.

 

- Р.Д.: Знаете, я также не совсем соглашаюсь с тем утверждением, которое вы представили. Недавно прочитал рецензию на новую книгу Роберта Патрона, известного теолога, который изучал американскую религиозную среду, акцентируя внимание на соотношении религии и социума. Проблема Церкви в гражданском обществе заключается не в количестве и многообразии стратегических подходов. Согласно с учением социологии, верные Церкви должны вносить в общественную жизнь те принципы, которых придерживаются. Я не имею в виду мусульман или евреев, я говорю исключительно о христианах, ведь я также являюсь христианином. Современное общество, по моему мнению, должно представлять "разные лица" Иисуса Христа для того, чтобы обогатить духовно мир. И здесь не нужно обращать внимание на количество, нужно концентрироваться на том, как могут эти церкви усовершенствовать социум. Знаете, когда мы говорим о Церкви, то не можем говорить о ней, как о политической партии, которая монополизирует пространство. С удовольствием вспоминаю свой родной городок в Италии, Бари, где наш епископ исповедовал экуменические принципы. В начале 90-х наш городок переживал трудные времена, поскольку страдал от мародерства, насилия, действий мафии. Тогда наш епископ говорил: "Мы - христиане, но ежедневно мы совершаем преступления, в частности, убиваем молодых людей. Как мы можем это объяснить на основе Святого Писания"? И если бы общественная верхушка отстаивала принципы определенной конфессии, не состоялись бы заметные изменения, ведь люди не верят, потому что исповедуют разные подходы; они веруют в истину. Поэтому, в этом значении нам требуются также сильные духовные лидеры. У меня была возможность прочитать вашу Конституцию, уже в тексте преамбулы я понял, что основным заданием украинского общества является сохранение разнородности гражданской окружающей "среды".

- Поскольку вы вспомнили о важности духовного лидерства, кроме того, представляете Папский Университет, возникает вопрос: как в современном мире воспитать этих духовных лидеров?

 

- Д.М.: Для того, что бы воспитать таких лидеров, в нашем Университете мы показываем студентам, что такое опыт, учим их развивать свое мировоззрение, в частности развивать голос Бога в себе. Я понимаю, что харизматичность и индивидуализм для лидера - это очень хорошо, но если ты поступаешь в наш Университет, ты должен понять, что необходимо презентовать свои католические взгляды в обществе со всей возложенной на твои плечи ответственностью. Мы должны не бояться представлять нашим студентам виденье того, что значит быть успешным и какой это требует самоотдачи. После представления этой модели мы гарантируем себе безопасность.

 

- В контексте нашего разговора о лидерстве стоит вспомнить о последних событиях в Украинской Греко-Католической Церкви. В марте этого года Церковь "получила" нового молодого лидера - Блаженнейшего Святослава; украинские медиаресурсы окрестили это событие "началом весны" УГКЦ. Как вы оцениваете личность нового главы?

 

- Р.Д.: На протяжении нашего разговора вы вспомнили, что Блаженнейшему Святославу сорок один год. Знаете, у многих американских президентов в таком возрасте происходил мощный карьерный старт. Генеральному канцлеру Германии, например, пятьдесят один. Поэтому - это не столько молодой, сколько уже зрелый возраст! (Улыбается - авт.) Однако событие, которое состоялось в вашей Церкви, по моему мнению, не может не радовать, ведь Украинская Греко-Католическая Церковь "получила" новый заряд энергии, новый багаж знаний и новые горизонты для развития! Думаю, что теперь экуменический диалог в Украине будет происходить еще более динамично.

 

Беседовала Юлианна Лавриш

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...