В предыдущем номере  было опубликовано интервью  с бывшим руководителем летней сертификатной программы «Медико-психологическое и социальное сопровождение людей с особыми потребностями» госпожой Оксаной Винярской.

В этом номере предлагаем интервью с нынешним педагогическим руководителем программы Юлией Бойко.

Расскажите, пожалуйста, о своем впечатлении от программы, как ее выпускник. Как попали на обучение, чему научились?

Когда я пришла учиться на программу «Медико-психологическое и социальное сопровождение людей с особыми потребностями», моей дочери был год и несколько месяцев.

В то время мы посещали «Раннее вмешательство» в «Джереле»  («Источнике»), и Оксана Винярская, которая работала там в сопровождении семей, предложила мне стать студенткой программы. Сначала я сомневалась: надо ли? Но решила попробовать. Думала, что это все ради моей дочери,  у которой  синдром Дауна, для того, чтобы помочь ей. Но со временем поняла, что в программе есть много для меня и обо мне, для того, чтобы понять - кто я, каково было мое детство, как это могло повлиять на то, кем я являюсь сегодня. Бесспорно, обучение дало мне много и  как маме. Полученные знания я стараюсь использовать постоянно в своей семье. Потому что программа МПСС - это о жизни и человеке, о том, к чему каждый из нас причастен.

И, конечно, это дало мне много знаний в сфере сопровождения людей с особыми потребностями. А главное, это правильное понимание сопровождения. Сопровождения как отношения, в которых нет гиперопеки, нет того, кто поучает, в котором важны достоинство и ценность каждого.

А сколько времени прошло с тех пор, как вы закончили обучение на программе МПСС и стали ее руководителем?

Было немного грустно, когда обучение завершилось. Часто думала: интересно, какой будет следующая группа, каким будет обучение. Потому что каждый следующий год точно не похож на предыдущий. Ты не можешь сказать, что я вот проучилась, а на следующий год это будет то же самое. Потому что обучение интерактивное, и многое зависит от того, кто появляется в группе, потому что каждый привносит что-то свое, собственный опыт.

Поэтому через несколько лет я с радостью приняла предложение преподавать в программе. Вместе с Людмилой Анич мы подготовили тему про доброжелательность - доброжелательность к себе, доброжелательность к другим, доброжелательность в команде. А еще через три года Оксана Винярская обратилась ко мне с иным, достаточно неожиданным для меня предложением - стать педагогическим руководителем программы. Это был восьмой год существования программы.

Колебания были?

Немного были, потому что это что-то новое для меня. Но недолго, потому что я очень люблю нашу программу, и мне было интересно попробовать. Кроме того, я знала, что смогу рассчитывать на поддержку Оксаны Винярской. Она и теперь много времени уделяет программе. Оксана является моим супервизором. И если у меня возникают какие-либо вопросы, я обращаюсь к ней. Также она преподает определенные темы и проводит анализ практики.

 Случалось ли у вас так, что представляли вы это по одному, но выходило по-другому, учитывая, что быть студентом - это одно, а руководителем - это другое?

Одна из моих задач как педагогического руководителя - это присутствовать на всех занятиях со студентами. Итак, после долгого перерыва я вновь получила возможность учиться. Программа за это время, конечно, изменилась. Мне нравится, что она «живая». Движется в ногу со временем. И за счет дополнительных часов мы можем добавлять необходимые темы. Когда та или иная тема актуальна сейчас у нас в Украине, и есть запрос от студентов, я могу выйти с предложением, чтобы добавить ее в программу. Мы с Ириной Роговской и нашим супервизором из Франции Джейн Лянгле обсуждаем это. Ищем преподавателя, который бы мог хорошо раскрыть эту тему. И вперед... Например,  когда начали внедряться инклюзивное образование, мы добавили тему об инклюзивном образовании, поведенческую терапию. В результате в Украине у нас появилась тема «Посттравматическое стрессовое расстройство». А ведь еще 10 лет назад, когда создавалась программа, никто даже и подумать не мог, что возникнет необходимость поднимать этот вопрос. Но сегодняшние реалии...

Также моя задача - быть своеобразным «связным» между преподавателями, чтобы сохранялась непрерывность и логичность в темах.

Были и определенные трудности для меня, особенно в первый год моей работы. Я сидела в кругу (а обучение у нас проходят в кругу) и чувствовала себя студенткой. Мне хотелось много высказываться. Но так не должно быть. Трудно было себя сдерживать.

Расскажите, пожалуйста, о самих студентах. Кого бы вы хотели вспомнить? Какова сейчас студенческая аудитория?

Сначала это были в основном ассистенты из «Лярша», работники с НРЦ «Джерело», одна мама. С каждым годом студенческая аудитория расширялась. В группе всегда есть определенный процент родителей детей с инвалидностью, а также специалисты - психологи, учителя и воспитатели из общеобразовательных учебных заведений, ассистенты учителей / воспитателей, медики, военные, работники социальной сферы. Кто-то уже работает  с людьми с инвалидностью, кто-то планирует работать, а кто-то пришел для себя, для собственного саморазвития. Именно такой состав группы является очень хорошим, на наш взгляд. Это хорошая возможность для специалистов и родителей услышать и понять друг друга.

О том, чтобы вспомнить кого-то из студентов?.. Не хочу сейчас называть конкретных фамилий. Замечу только, что часть студентов МПСС со временем стали преподавателями программы.

Также бывает, что во время учебы я вижу, что кто-то из студентов может дать много группе по определенной теме. И тогда мы можем включить его или ее в программу следующего года. Это потому, что среди студентов МПСС есть люди, которые уже работают и являются хорошими специалистами в своей сфере. Или это кто-то, кто имеет собственный опыт переживания определенной жизненной ситуации и может поделиться им. И для примера я все же назову одну фамилию - это Сергей Титаренко, военный, получивший инвалидность после тяжелого ранения. Он был студентом в мой первый год работы на должности руководителя. И уже два года он является нашим преподавателем. По отзывам студентов то, как он делится собственным опытом, является для них очень важным.

Цитаты студентов о программе:

Оксана Липецкая: «Моя расшифровка МПСС – “Мы понемногу становимся сознательными”. Я когда-нибудь стану другим человеком потому, что я здесь была. Мы будем менять страну...».

Леся Лях: «Зерна будут прорастать».

   

Подготовила Наталия Байда

Продолжение в следующем номере

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...