В 2017 году в Украине началась вспышка кори, котораяпродолжается до сих пор, а с ней и активное пропагандирование вакцинации как способа преодоления эпидемии. Во многих СМИ почти ежедневно отмечают необходимость вакцинировать детей и самим такжесделать это. Однако украинцы разделились на два лагеря: тех, кто вакцинирует детей, и тех, кто против вакцинации. Разгорелись дискуссии о том, что кто-то хочет заработать денги на этом ажиотаже, о том, что вакцины вредны и могут привести к аутизму и другим сложным заболеваниям. Подогревает ситуацию и то, что бесплатной является «индийская» вакцина, которая в обществе считается некачественной, а за «европейскую» родителям придется выложить немалую сумму в несколько тысяч гривен. Как молодая мама, я тоже встала перед выбором: вакцинировать или нет?

И вот, читая и просматривая материалы за и против, задалась вопросом: а какое мнение Церкви по этому поводу? Ведь Церковь пользуется авторитетом среди христиан и выражает свою позицию касательно тематики вмешательства человека в развитие всего живого. В частности, остро критикует аборты, не одобряет эвтаназию и смертную казнь. А вот четкая позиция относительно прививок попадается в СМИ редко. А это тоже один из вопросов биоэтики, хотя и несколько иного рода. Решила узнать больше о проведении прививок, в частности, о позиции УГКЦ.

Как церковь относится к вакцинации? Имеются ли конкретные документы по этому вопросу?

Если обратиться к документам Католической Церкви, то в словаре нравственного богословия выпуска 1955 г.сказано, что, несмотря на возможные побочные явления, иногда тяжелые (например, случаи энцефалита после прививок против оспы), медицинская статистика свидетельствует о полезности прививок. Таким образом, говорится в статье богословского словаря, «не правы врачи, которые заявляют о бесполезности прививок. С помощью таких утверждений они провоцируют отказ от вакцинации, способствуя тем самым возвращению или дальнейшему развитию опасных эпидемических очагов».

Положительное суждение о программах вакцинации и поиске новых вакцин выразил папа Бенедикт XVI в 2007 году в обращении к министрам финансов.

«Вакцинация необходима для защиты общества от смертельно опасных болезней при условии, что она не будет противоречить благу конкретного лица», - говорится в статье, опубликованной на сайте Школы биоэтики УКУ, авторства Марии Яремы, доктора биоэтики, Ирины Лесняк, врача-педиатра и о. Игоря Бойко, доктора нравственного богословия. В целом, по словам Ирины Лесняк, церковь положительно относится к вакцинации.

Часть вакцин изготовлена ​​на абортированных человеческих эмбрионах. Являются ли приемлемыми тогда прививки такой вакциной с религиозной точки зрения?

Ответ на этот вопрос дает документ Папской академии «За жизнь», опубликованный в июне 2005 года. А на страницах сайта Школы биоэтики УКУ есть краткий ответ. Действительно, некоторые вакцины изготавливают из биоматериалов, взятых из человеческих эмбрионов. Это вакцина против краснухи. Однако в статье указано, что «сегодня никто не требует новых биоматериалов для изготовления той или иной вакцины, то есть речь не идет о постоянном использование клеток человеческих эмбрионов, а следовательно, речь не идет о содействии абортивной индустрии».

Однако, даже принимая биоматериалы давно абортированных детей, мы косвенно признаем аборты. Ведь здесь речь идет о самом факте аборта, а не о том, когда он произошел. Поэтому моральная проблема остается. И Церковь в этом случае поощряет использование альтернативных вакцин от краснухи, изготовленных на биоматериалов животного происхождения, при этом «учитывая последствия перенесенной болезни и ее контагиозность, не запрещает использование существующих вакцин», - заключают авторы статьи.

На использовании альтернативных вакцин настаивает также эксперт Деби Виннедж. Она недавно опровергла распространенный миф, согласно которому для нахождения вакцины против полиомиелита совершено только несколько абортов, причем очень давно. И рассказала, что для того, чтобы вывести идеальную линию клеток, было совершено сотни абортов.

Перечень вакцин, которые были изготовлены с использованием тканей абортированных  детей, создала организация «Сhildren of God for Life». Там есть и перечень морально допустимых альтернатив этим вакцинам (в таблице синим цветом). Сюда входит также вакцина Priorix Tetrа компании GlaxoSmithKline от УПК, у которой  с 2010 года нет морально допустимой альтернативы.

«Иногда родители спрашивают меня, вакцинировать ли ребенка от определенного заболевания или нет, если не существует морально допустимой альтернативы. Однако с этим вопросом они должны обращаться к Богу в молитве и делать то, что Он вкладывает в их сердца», - отмечает Деби Виннедж.

Должно ли духовенство поощрять вакцинацию?

В этом году представители власти, в частности на Львовщине, обращались к владыкам с просьбой распространять информацию среди верующих о необходимости вакцинации от кори и призывать их прививаться.

Однако, представитель архиепархии отец Павел Дроздяк отметил, что во Львовской архиепархии УГКЦ не будут говорить о вакцинации от кори, потому что это задача государства, МЗ, НСЗУ и других институтов и организаций.

«Когда мы говорим о вакцинации, Церковь не может никогда призвать прямо к таким вещам, ведь это вмешательство в доброе сознание граждан, верных церкви. Церковь не может брать на себя такую ​​ответственность», - говорит о. Павел Дроздяк.

У Церкви свои задачи, а у медиков - свои. Поэтому вмешиваться по данному вопросу в Церковь государство не должно, убеждены также духовники других городов.

Подытоживая, могу сказать только одно: перед прививкой следует тщательно изучить тему вакцинации, выявить особенности организма ребенка или своего собственного, и уже тогда принимать решение -  вакцинировать или нет. Да, это долго и сложно, особенно не имея медицинского образования, но ответственность за наш выбор несем только мы сами, поэтому нужно делать его осознанно.

Анна Грапенюк

Использованные материалы: CREDO, http://bioethics.ucu.edu.ua, Твоє місто, http://catholicnews.org.ua

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...