Продолжение интервью с Егором Стадным, исполнительным директором аналитического центра CEDOS, выпускником Киево-Могилянской академии и выпускником Варшавского университета (магистром восточноевропейских исследований). Егор Стадный рассказывает о том, как сделать образование в нашей стране качественным и доступным.

Сейчас в Украине существует тенденция к увеличению количества украинцев, желающих получить образование за рубежом. Как Вы считаете, это, все-таки, положительная тенденция или более отрицательная?

– Надо смотреть на мотивацию. Наш центр единственный в Украине занимается мониторингом конкретной статистики по количеству украинских граждан, обучающихся за рубежом. Все зависит от мотивации. Наибольшее число украинцев выезжает с целью обучения в Польшу. За последние годы их количество очень увеличилось, скачок невероятный. Все убеждены, что теряем очень ценную молодежь, это просто погубит наше будущее. Но если мы посмотрим на статистику, то из тех, кто выезжает в Польшу, большинство  попадают в частные университеты. Все в Польше знают, что частные университеты не являются  такими качественными, как государственные. Это подтверждают рейтинги и мониторинги. Большинство украинцев, обучающихся за рубежом, изучают гуманитарные и социальные науки, менее 10% изучает естественные и технические науки.

Почему я это подчеркиваю? В общем, известно, что инфляция оценки и инфляция диплома намного больше именно в социальных и гуманитарных науках. Собственно, если у вас нет оборудования и правильно поставленного учебного процесса, то вы не будете предоставлять нормального образования в естественных и технических науках. Если студент не знает материала по физике, он не спишет, он не сможет решить задачу, в отличие от гуманитарных наук. Такие факторы влияют на все большее обесценивание диплома и оценки именно в этих науках. Поэтому мы очень преувеличиваем, когда говорим, что теряем очень умную молодежь, которая выезжает в Польшу.

Мы теряем молодежь, родители которой действительно умеют очень хорошо считать: со Львова в Варшаву и в Киев одинаковое расстояние, а вот со Львова в Люблин ближе, чем в Киев. И если мы умножаем стоимость обучения и проживания в Люблине или в Варшаве, или в Киеве или Львове + взятки, то это стоит почти одинаково, плюс добавьте мантру о дипломе европейского образца, большие перспективы трудоустройства и тому подобное. То есть, на самом деле, нам стоит обращать внимание на мотивацию, с которой едут студенты. К сожалению, у нас нет полноценных исследований этой мотивации. Мы только сейчас моделируем дизайн такого исследования. Ищем поддержку, и только тогда мы сможем сказать, плохо это  или хорошо. В то же время второй фактор, который следует рассматривать, это – возвращаются или не возвращаются украинские студенты из-за рубежа в Украину.

Существует стереотип, что Украинцы, которые вернулись с учебы из-за границы, принесут в Украину европейское мышление, образ жизни и будут способны реформировать власть и общество по европейскому образцу. Каково Ваше мнение по этому поводу?

– Приведу пример Азербайджана, чтобы понять, что с Украиной могут дела обстоять так же. Американские и европейские фонды, режимы младшего и старшего Алиева выделяли большие средства для обучения азербайджанцев в передовых университетах на Западе. Предполагалось, что они будут менять страну, но выпускники шли работать в крупные корпорации, в большой бизнес, зарабатывая и реализуясь, показывая там собственное знание. Политический режим не вмешивался в этот бизнес, где развивались новые работники. В Украине ситуация не такая, но в целом схожа, потому что для того, чтобы направить украинцев учиться заграницу, нужно иметь места для их дальнейшего трудоустройства в Украине. Есть люди, которые хотят вернуться, но им негде себя применить, и это их останавливает и будет останавливать.

Во время Революции достоинства были случаи, когда преподаватели или сотрудники вузов запрещали своим студентам участвовать в протестных акциях. Произошло ли, на волне люстрации, увольнение  таких лиц?

– Нет. Никаких увольнений, кроме Богомольца, Москаленко и Ващука, не произошло. Сейчас нет соответствующего общественного давления. И что самое важное, это то, что причина в бездействии правоохранительных органов. Очень многие думают, что этим должно заниматься министерство образования. Но у министерства образования нет  правоохранительных функций, оно ограничено в этом аспекте и имеет лишь функции надзора и контроля за законодательством в сфере образования. Коррупция и финансовые махинации – это сфера деятельности прокуратуры, милиции и судов. И пока у нас не будет эффективной правоохранительной системы, мы с места не сдвинемся.

Почему существует спрос на низкопробное образование?

– Осознанный выбор «своего» университета – это очень сложный процесс. И мы требуем этого от 15-16 летнего ребенка, который не способен это сделать. Родители этого ребенка руководствуются теми характеристиками, которые они запомнили об университетах со времен своей молодости. Они же не слишком умеют оценить ситуацию. Бабка какая-то сказала, что Нархоз, который сейчас не Нархоз, а Киевский национальный экономический университет – это прекрасный университет. Причиной является нехватка осознанности. Такая осознанность появляется при: а) понимании, чего молодой человек хочет, но в этом возрасте, как правило, еще нет такой определенности; б) осознании перспектив, к которым ты соприкоснешься на рынке труда после окончания вуза. А рынок труда в украинских условиях – это турбулентность. Здесь нет стабильности. Кто же думал, что в связи с войной на востоке Украины мы потеряем огромный промышленный комплекс. И эта мантра о подготовке инженеров, техников закончится, потому что сейчас инженеры не могут найти работу, и не известно,  что делать с этими специалистами. Поэтому в наличии бешенная дезориентация. Ты заходишь на сайт университета, и там нет информации о программе, которую ты хочешь выбрать, о преподавателях, их достижения, о сотрудничестве с работодателями.

Часто доходит до курьезов. При университетах есть центры занятости. Мы провели эксперимент. Позвонили в несколько таких центров с вопросами: сотрудничество с работодателями, каковы их условия, на каких кафедрах такое сотрудничество развивается. Ответ: почему вы сюда звоните? Мы не предоставляем такой информации! Но это нонсенс! Такие структуры созданы для того, чтобы предоставлять эту информацию. Потому, что я и мой/моя сын/дочь интересуемся нашей перспективой после завершения обучения. Итак, нам надо добиваться того, чтобы такая информация стала доступной. И это могут делать все: абитуриенты, их родители, студенты, преподаватели и другие. Итак, когда абитуриенты начнут делать осознанный выбор, тогда все больше будет исчезать спрос на некачественное образование.

Михаил Копач,

студент Магистерской програмы экуменических наук

Фото: www.lpml.com.ua

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...