Мечта каждого народа в современном формате  быть консолидированным обществом. Тогда будет качественное образование всех уровней, надлежащая медицина, хорошие дороги и все блага, которые существуют в цивилизованном мире. Ибо если такое общество осознает свои права и умеет ими пользоваться, то может контролировать структуры власти и влиять на них, ведь является их работодателем...

Собственно, о государственно-общественных отношениях, общественных организациях, роли общества и о реформе образования беседовали с председателем Общественного совета при Министерстве образования и науки Украины Галиной Усатенко.

 

– Как Вы Охарактеризуйте развитие общественных организаций в Украине и достаточно ли они деятельны?

– В течение последнего года в связи с революцией Достоинства и войной, активность общества на уровне инициативных групп значительно усилилась. Кроме того, значительно усилилась инициатива локальных общин, особенно с предвыборными изменениями избрания в местные советы и с расширением полномочий органов самоорганизации населения.

Вопрос общественных организаций – это вопрос институциональной организованности инициативных групп. И здесь существует больше проблем, чем с инициативными группами. Институциональная организация общественной инициативы требует целый ряд процедур – это с одной стороны. Они сейчас достаточно упрощенные в связи с новым законом об объединениях граждан. Здесь возникает вопрос ответственности, компетентности и, собственно, определенного видения того, чем будет заниматься общественная организация. Потому что, если для решения конкретной задачи, которую волонтеры решают, вряд им необходимо институциональное оформление. Если они в дальнейшем хотят осуществлять системную деятельность, защищая права ветеранов АТО, например, или вдовам, с детьми оставшимися, помогать, – это уже другой тип работы. Он требует в большей степени институционального оформления, с одной стороны, и поиска средств, с другой стороны, для юридической прозрачности всех процедур. Поэтому с точки зрения инициативы общества, она является достаточно высокой и такой остается. Я бы даже сказала, что у нас это приобретает определенную общественную репутацию. С точки зрения институциональной, требует еще очень большой работы, особенно на локальном уровне.

– Как Вы считаете, достаточно ли у общественных организаций престижа?

– Престиж волонтерских организаций не нуждается в усилении. А те, кто видят себя и свою деятельность в общественном секторе, могут найти организацию на любой вкус или основать свою. Я не думаю, что в этом проблема. Возможно, как раз здесь вопрос об ответственности и диалоге с теми, с кем они работают? Вот это вопрос, но никак не популярность.

– Какими рычаги контроля над реформированием владеет общество?

– Общество может контролировать все: начиная с бюджета, в частности с использования местного бюджета, и заканчивая выполнением норм закона. Государственно-общественное партнерство в этом, собственно, и проявляется. Если говорить об образовании: работа директора школы и бюджет школы – все может контролироваться. Наличие Наблюдательного совета и родительского комитета прописано в законопроекте. Вопрос в том, кто туда войдет, как будет работать... Все зависит от того, насколько люди будут ответственно и компетентно к этому относиться.

– Но прислушивается ли государство к мнению общества?

– Этот вопрос очень часто слышу за год работы в Общественном совете. Если предложение общественности предоставлено, оформлено в соответствии с тем документом, к которому оно готовится, и приведены убедительные аргументы, почему должно быть так, а не иначе, тогда уже должны быть очень принципиальные политические или другие факторы, чтобы это осталось без внимания. Тогда есть основания требовать от органов власти объяснить, почему учтено то или иное предложение. Здесь надо понимать, что когда общественность говорит с властью, которая имеет определенный язык общения – бюрократический, надо соответственно формулировать те или иные положения, чтобы они были учтены. Мы отработали механизмы подачи предложений и у нас появилось гораздо больше шансов требовать объяснений, почему «нет».

– Вы работаете в сфере образования. По вашему мнению, где на сегодня существует лучшая модель образования?

–Вопрос идеала образования весьма относительно. Оно идеально в пределах той традиции, культуры, в которых оно сформировано. Его нельзя взять механически и перевести с одного на другое. Можно взять какие-то элементы и подходы, модели и все остальное, но оно будет идеальным для той страны, где оно сформировано, а не для кого-то другого. Нужно наполнить своим содержанием, своими традициями, своими реалиями. Мы можем взять принципы. Например, болонская система - это рамка. Она не наполнена ничем, а наполняется она в каждой стране своим содержанием, своими дисциплинами, формами оценивания. В Норвегии существует продуманная система, она, с одной стороны, дает много прав и возможностей, а с другой стороны, очень мало контроля. Возможно, и мы когда-то придем к такому обществу, которое не надо контролировать, и тогда это будет идеально.

– Учитывают ли государство и общество мнение Церквей в вопросе образования?

Очень сложный вопрос. Ответ на этот вопрос очень зависит от конфессии, которая работает с обществом. Одна конфессия мягко и толерантно работает с обществом, а другая не так толерантно. Одна для общества проводит просветительскую деятельность, другая контролирующе-регламентирующую. Поэтому в новом проекте закона об образовании четко записано, что ни одна религиозная организация не должна вмешиваться в содержание учебного процесса. В Законе об образовании в Норвегии в определении, что такое образование, четко записано, что образование опирается на христианские и демократические традиции и ценности. У нас немного другая ситуация. Слишком полиэтническое государство, и Церкви не являются монолитными. Здесь нужно, чтобы сами церкви пришли к определенному согласию. Например, на уровне министерства почему прописана норма, что Церковь отделена от государства? Потому что если мы поддерживаем Католическую Церковь, то что нам скажет Православная? А если Православную, то какого – Киевского Патриархата или Московского Патриархата? Тогда провоцируется еще больший круг проблем и конфликтов, чем существует в действительности.

– Какой вы видите Украину в европейском контексте? Сколько лет нужно для реформирования образования? Каков он – этот Новый европейский человек в Украине?

– Для реформирования образования нужно не так много времени. Для построения новой Украины больше. Для образования – пройти цикл 12 лет, после принятия закона. Как пройдем мы цикл в 12 лет – получим новое качество.

В каждом законе есть определенные возможности и угрозы. Что скажете по закону об образовании?

Закон дает много возможностей, «окно возможностей», угрозой является неиспользование этих возможностей.

Беседовала Оксана Олиярник, студентака МПЭН

Фото: ИЭС

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...