Что является продолжением продолжения традиций Киевской Церкви и Киевского христианства? А может, современной утробой их создания являются Греко-католическая и Православная Церкви? О понимании платформы функционирования Киевской Церкви в прошлом и настоящем  рассказывают ректор Открытого православного университета Святой Софии Премудрости, митрофорный протоиерей Георгий Коваленко и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский ПЦУ владыка Александр (Драбинко).

 О видении Киевской Церкви, единство и диалог

Личное понимание Киевской Церкви для о. Георгия охватывает две ключевые позиции: киевоцентричность и религиозное сообщество Украины. Именно вторая позиция является главной, ведь сообщество Церкви образуется через ее единство, формат которого является чрезвычайно важным. Важность единства и диалога показал недавний конфликт между ПЦУ и УГКЦ по паломничеству к Святой Софии. Поэтому батюшка резонно замечает: «Каков наш  образ? Что мы хотим видеть: новую структуру? Готовы ли мы делать вместе больше, чем  проведение круглых столов, конференций и совместных мероприятий?».

Единство как основа существования Киевской Церкви - это не то, что где-то должно быть впереди, а то, что есть сегодня и что нужно обязательно поддерживать и развивать.

Проблема рецепирования действий Церкви

Иногда человек, положительно настроенный на восприятие той или иной информации, нерецепирует, потому что боится оппонентов, которые могут использовать его против него же самого. Подобный принцип вызывает конфликт и в самой Церкви. Одним из этапов рецепирования, а значит преодоления определенных конфликтов, по мнению о. Георгия Коваленко, мог бы стать учебник для студентов духовных и светских учебных заведений, написанный совместно православными и греко-католиками. «Это очень весомый процесс общего взгляда на одну историю - одно измерение. А другой - это общий взгляд на возможность форматов единства настоящего и будущего... Нужно искать эти форматы, которые не были уже запятнанными нерецепированием. Нужно искать новые форматы совместного свидетельства», - резюмирует батюшка.

О важности публичного пространства

Только публичность является мостиком к единству, ведь каждый, будь то православный или греко-католик, должен свидетельствовать, какой хочет видеть Киевскую Церковь. На локальном уровне публичность может быть инструментом разрешения конфликтов и дискуссий. «Если вопрос входа и служения в тот или иной храм дискуссионный, - приводит пример о. Георгий, - то надо искать формат литургический, самого действия, или совместной молитвы».

Для видения Киевской Церкви важен момент личного свидетельства, который не заменит ни одна научная работа. Реальность молитвенного и интеллектуального, и просто человеческого общения - это очень важная вещь в решении конфликтов, преодоление нерецепирования, потому что «конфликт - это повод говорить и находить решения». Собственно, рецепируя конфликт по паломничеству в Софии Киевской между двумя большими церквями - УГКЦ и ПЦУ - владыки Святослав и Епифаний нашли взаимопонимание.

О симулякрах, или подделке идеи Киевской Церкви

Весной сто лет назад в день Св. Николая Чудотворца в военном соборе неподалеку Киево-Печерской Лавры впервые была совершена литургия на украинском языке. И это ближайший по времени пример исторической преемственности идеи Киевской Церкви. А если любая идея актуальна, то, по словам владыки Александра (Драбинко), ее уже ничем не остановить. Поэтому для победы над идеей оппоненты используют создание симулякр, или подделку.

«Русская» идеология Русской Православной Церкви как подделка идеи

Искушение подделки идеи Киевской Церкви, или Киевского християнства, возникает, по словам владыки, именно в православии, поэтому об этом надо говорить публично. Именно «русская» идеология Русской Православной Церкви является подделкой идеи Киевской Церкви.

Если евразийцы утверждали, что Московская Церковь и государство вполне отрубное явления относительно Киевской Руси, то современные российские идеологи настаивают на том, что Киевская Церковь якобы была историческим прологом в истории Русской Церкви. Как отметил владыка Александр, русское церковное руководство мало интересует идея Киевского христианства, ведь «все, что было в Киеве: открытость, независимость от государства, демократизм -  противоположно господствующим тенденциям в современной Русской Церкви. Киев для официальной РПЦ - это место, где крестилась их Русь. Поэтому Киевская Церковь им нужна для того, чтобы утверждать, что от них происходит Русская Православная Церковь».

 Церковь как средство политического воздействия

Москва до сих пор продолжает рассматривать структуру Украинской Православной Церкви Московского Патриархата как средство своего политического влияния, которому противодействовать пытался покойный митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), которого владыка Александр называет человеком с Христом в сердце и с характером борца. К сожалению, современная УПЦ МП отказалась от курса своего развития и функционирования, избранного митрополитом.

«УПЦ МП со временем могла бы стать Поместной Церковью украинского народа, но этому системно противодействует политическая Москва, системно проводит политику деукраинизации УПЦ МП, уничтожение всех ростков украинского церковного сознания. УПЦ опирается на московскую традицию культурно и ментально и является частью Церкви в России», - говорит владыка.

 Задача нашего времени - защита Православной Церкви Украины

Анализируя конфликт и противостояние во вновь Православной Церкви Украины, митрополит Александр видит важную историческую задачу - защиту соборницких, демократических традиций украинского православия. И именно эту задачу мягко и демократично воплощает Блаженнейший Митрополит Епифаний. «Конфликт между Филаретом и Епифанием, - говорит батюшка, - это не только институциональный конфликт между избранным Собором предстоятелем и главой Киевского Патриархата, который был распущен 15 декабря 2018. Это еще конфликт двух моделей церковного управления: демократической и патерналистской». Олицетворением канонической независимости ПЦУ является избранный Собором БлаженнишийЕпифаний. Конфликт показал, что почетный патриарх Филарет, привыкший к советской модели церковного управления, стал олицетворением двух противоречивых тенденций - это, во-первых, борьба за отделение от Русской Православной Церкви и, во- вторых, борьба за утверждение в Православной Церкви Украины российской самовластной модели.

Какое будущее ожидает нашу Церковь?

Отвечая на этот вопрос, владыка Александр (Драбинко), предостерегает от развития по принципу, который существовал в УПЦ КП. «Наша церковь должна двигаться в направлении возрождения Киевского христианства и развития Киевской Церкви», - отмечает отец.

Киевское христианство ценное для украинцев не только тем, что является нашим национальным наследием. «Ценность Киевского христианства заключается, прежде всего, в евангельском духе. Киевский опыт, - констатирует владыка, - был христоцентричным. И это  является ценностью украинской культуры. Сегодня происходит возврат к киевскому опыту Соборной Церкви».

Оксана Гоцур

 

 

Домашня Церква

Наталія Ліхновська
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Ніна Поліщук
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
Наталія Ліхновська
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
Наталія Ліхновська
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
Мартa Гладкa
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Марія Гаврилишин
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Олена Гриньків
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Ліда Батіг
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
Марія Голяш
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
Сніжана Зелінська
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
Наталія Ліхновська
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...