В настоящее время новых политических изменений, связанных с последними президентскими и новыми парламентскими выборами, украинцы стоят перед выбором программ, лозунгов, лиц и идей. Среди всех идей мощной государственной идеей является национальная идея - то, что объединяет весь народ, превращает его в нацию.Пока размышляем над политическим выбором, возьмем во внимание взгляды, проверенные временем, - национальную идею Митрополита Андрея. Диссидент и известный публицист Иван Гель утверждал: «То, что сделали для утверждения и развития украинской идеи в историографии М. Грушевский, в области литературы И. Франко, на церковной ниве совершил А. Шептицкий».

 Митрополит и семь властей

Рукоположенныйв 1901 г., митрополит Андрей Шептицкий пережил вместе с украинским народом годы небывалых мировых бедствий и мытарств. Его «духовное служение пришлось на тревожные времена бушевания двух мировых войн и семикратного изменения политических режимов (австрийского, украинского, польского, советского, нацистского и еще раз советского)». Под его руководством Церковь стала духовным звеном сплочения нации, опорой и духовной защитой в ходе борьбы за украинскую государственность.

Он был членом галицкого сейма, а затем и палаты господ в Вене, где отстаивал право на самостоятельность украинцев, подчеркивал необходимость увеличения количества украинских средних школ и основания украинского университета. Когда русские войска захватили Галичину, новая власть сразу взялась за устранение самых важных институтов, в частности за немедленную ликвидацию Церкви, а митрополита арестовали и сослали в отдаленный край России - сначала в Курск, а затем в Суздаль. По возвращении, после падения Австро-Венгрии Андрей Шептицкий активно приобщается к созданию Западно-Украинской Народной Республики. Чтобы заручиться политической поддержкой других государств и не допустить присоединения Галичины к Польше, митрополит едет в Италию, Францию, Бельгию, Нидерланды, США, Бразилию, Аргентину.

Христианский здоровый патриотизм

Так почему такая принципиально религиозная фигура митрополита стала ярким светочем украинской национальной идеи?! Исследователь Анатолий Колодный дает на это логичный ответ: «Митрополит понимал, что в Украине судьба народа и церкви тесно связаны между собой».

Среди весомых национальных дел И. Гель выделяет два кардинальных дела митрополита Андрея Шептицкого: неутомимая борьба с москвофильскими взглядами среди галицкого духовенства, а заодно и среди интеллигенции, а также его умение воплотить в Греко-католической церкви идею сообщества как живого организма, которую он трансформировал на национальную почву, воспитывая общество на принципах христианского здорового патриотизма. Церковное и пастырское сохранения любви к своему, к родному стало толчком к активному национально-освободительному движению первой половины ХХ в.

Известный политик И. Гель отмечал, что в борьбе с москвофильством митрополит сделал решительный и отважный поступок: «Первым ударом, который нанес А. Шептицкий по москвофильству, было внедрение ним украинского народного языка в официальный церковный обиход. Начиная с первых лет ХХ в., церковные документы Львовской митрополии - распоряжения, циркуляры, пастырские послания, письма и т.д. - начали выходить на украинском литературном языке. Этот революционный шаг молодого галицкого митрополита сразу же высоко оценил И. Франко». Панихида в память Тараса Шевченко в марте 1912 впервые за многие годы прозвучала на украинском языке. Как подчеркивает исследователь Владимир Сергийчук: «И это в период тяжелой российской реакции, наступившей после революции 1905 года, когда в Украине было опасным употреблять даже слово   " Украина", поскольку оно отрицалось царским самодержавием».

Митрополит Андрей видел патриотизм именно через призму христианского патриотизма, потому утверждал: «Христианин может и должен быть патриотом! Но его патриотизм не смеет быть ненавистью! И не смеет накладывать обязанностей, которые противились бы вере! То, что выглядело бы как патриотизм, а на деле было бы ненавистью, или противилось бы вере, не является настоящим патриотизмом». Духовный пастырь учил, что лучшим проявлением патриотизма является личный труд и самопожертвование, примером чего является духовенство и все те, кто на своем месте служат на благо народа. В то же время политзаключенный Иван Гель поддерживает мнение А. Шептицкого, что такой христианский патриотизм помогает понять народу свое национальное «Я» и, самое важное, его призвание, и соглашается, что: «Христианский патриотизм, который исключает всякую ненависть - национальную, классовую, религиозную (...) является неотделимым от здорового национализма, и только тогда действительно патриотическим, когда опирается на христианские основы».

Концепция  Родного дома (Рідної хати)

В письме к своей матери А. Шептицкий так задушевно горит болью и красотой к украинскости: «Моя любимая Мама, для меня долго-долго было своеобразной загадкой, как это возможно, чтобы на протяжении веков украинский народ, этот убогий сельский люд, подвергнутый беспрестанным нападениям турок или татар,  физическому и моральному уничтожению чужим языком и верой оккупантов, подвергнутый страшным последствиям частых войн, без руля и парусов смог сохранить свою, ему только присущую духовность, проявлением которой является украинская иконопись, украинское искусство, свои художники-артисты, свои цели школы иконописцев, о которых Европа ничего не знала и о которых до сих пор не знает и еще долго не будет хотеть знать, хотя будет вынуждена обстоятельствами познать Украину».

Взвешенные нациевекторные решения, обоснованные знанием своей самобытности, в случае непростых ситуаций призывают к отстаиванию народности, ибо только в единстве, мире - сила народа. Принцип родства формирует неравнодушную концепцию Родного дома, под которой А. Шептицкий понимал Украину: «Идеалом нашей национальной жизни является наш родной общенациональный Дом-Родина... Задача украинского народа состоит в том, чтобы создать такие общественно-христианские обстоятельства, которые гарантировали бы гражданам правдивое и постоянное счастье и имели достаточно внутренней силы, чтобы бороться с центробежными тенденциями внутреннего разложения и успешно защищать пределы от внешних врагов. Такой мощной и гарантирующей счастье всем гражданам организацией может быть Родина только тогда, когда не будет целым, сложенным искусственно из разных и разнородных частей, а подобным монолиту организмом, то есть телом, оживленным одним духом, что с внутренней жизненной силой развивается, дополняет внутренние изъяны и по природе своей является здоровым, сильным, осознающим своих цели, не только материальным, но и моральным».

Сравнивает митрополит организм Родины с эволюцией, ведь и Родной дом зародился также из самого простого, чем он считает семью, потому что именно в семье воспитываются эти первые общественные чувства, правила, обязательства. Он также отстаивает свободу как важный двигатель жизни общества, самой природой заложенный в человеке. В то же время А. Шептицкий говорит, что самым прочным цементом, который превращает народ в нацию, является единственно язык, которым считает украинский.

Митрополит Андрей большой упор делает на духовных началах общественной жизни: «От воспитательной силы церкви в каком-либо краю или народе, от напряженности воспитательной работы духовенства с молодежью и в проповеди Евангелия и пояснении христианских добродетелей в большой степени зависит могущество родины. Потому что от этого труда зависят нравственные принципы граждан. Ибо хотя нравственность Евангелия одна и та же и в частной, и в общественной жизни, то все же есть добродетели и приметы, особенным способом имеющие важное значение в исполнении общественных обязанностей и в воздействии одних на других, что больше проявляется в публичной, чем в частной жизни».

В пастырском послании по поводу освобождения Галичины из-под советской оккупации от далекого 5 июля 1941 года митрополит Андрей призывает: «Все, кто чувствуют себя Украинцами и хотят работать на благо Украины, пусть забудут о каких-либо партийных раздорах, пусть работают в единстве и согласии над восстановлением и так очень уничтоженной большевиками нашей экономической, просветительской и культурной жизни. Тогда в Боге надежда, что на фундаменте солидарности и напряженного труда всех Украинцев восстанет Соборная Украина не только как великое слово и идея, но как живой, жизнеспособный, здоровый, мощный, государственный организм, построенный жертвой жизни одних и муравьиным трудом, железными усилиями и трудами других». Слова духовного проводника, как видим, были пророческими, ведь украинцы и сейчас срочно нуждаются в слаженном собственном труде на своей территории. И до сих пор чувствуем себя как будто не у себя дома, вынуждены отстаивать государственный язык, территорию и собственные культурные ценности.

Историческая миссия Украинской церкви

Роль украинского христианства в восстановлении единства Восточной и Западной церквей является неотделимым элементом исторической миссии украинского народа, выражает с религиозно-церковной стороны украинскую национальную идею. От того, сумеем ли мы создать монолит единства, зависит будущность нашей Родины, потому что исторически видим, как обосновал А. Колодный, что расколы между Римом и Византией, Москвой и Европой, Востоком и Западом, нанесли значительные раны в мировых отношениях, боли в которых остро ощутимы именно на территории Украины. Этим, пожалуй, можно обосновать наши «родные» несогласия. Но для того в истории имеем больших национальных проводников, которые призывают нас  к любви в Родном доме,  призывают быть выше  любых предубеждений и расколов.

Хорошее образование молодежи - залог расцвета нации

В еще одной беспрерывной заботе - о хорошем образовании молодежи - митрополит также видит залог успешного развития в будущем. В «Слове к учителям» митрополит Андрей отмечает первоочередность воспитания сознательного молодого поколения, которое, просвещенное знанием, не хочет блуждать во тьме и, узнав этот свет, не так легко будет поддаваться на чужие нечестивые манипуляции, поэтому обращается к учителям с просьбой-поучением: «Пусть будущие поколения возьмут в свои руки торговлю и промысел. Потому что всегда беден тот народ, который не имеет своего промысла и в каком торговлю ведут иностранцы. Не тот народ счастлив и богат, что имеет много теоретиков, - но то, что во всех сферах жизни является самоопределяющимся. Создавайте у молодежи самостоятельность и индивидуальность! Учите ее больше полагаться на себя, чем на других! Учите - не оглядываться на помощь правительства и края, а собственной инициативой достигать самостоятельного бытия». Делать, что можно сейчас, и не забывать вкладывать в будущее, воспитывая новое трудолюбивое, вдохновенное и самостоятельное поколение.

Основательное образование, боярское происхождение, большое духовное призвание вместе со смиренным и волевым намерением сердца стали основой жизни митрополита, во всем  готовом отдать ее за свою паству. Такая полная преданность из опыта Андрея Шептицкого формировала идеал украинца - патриота своей страны, основополагающим принципом которого было глубокое чувство братства в государстве, семейного единства в своем Родном доме. Так нация начинается с каждого лично, и является несокрушимым союзом при условии прочной любви и уважения друг к другу, что консолидирует нацию изнутри и формирует внутреннее возрождение!

 

Олеся Косык на основе собственного доклада во время Студенческой научной конференции «Национальная идея в украинской культуре» во Львовском государственном университете безопасности жизнедеятельности, ноябрь 2009

Фотографии

1.http://news.ugcc.ua/articles/osobist%D1%96st_mitropolita_sheptitskogo_top10_ts%D1%96kavih_fakt%D1%96v_z_zhittya_vladiki_74381.html

2.https://blogs.informator.news/yak-andre-sheptyts-ky-zaklykav-do-porozuminnia-biznes-i-na-many-kapital/

3.https://zbruc.eu/node/58161

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...