В мире насчитывается свыше 450 англиканских епархий больше чем в 160 странах. Заметно различается пять течений: Англо-католики, Высокая церковь, Широкая (центральная) церковь, Низкая церковь, Евангелисты (течения перечислены по мере убывания в их доктринальных и богослужебных представлениях католических и нарастания протестантских черт). Общее число сторонников англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) - около 78 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах. Численность англикан во всем мире - 69 млн. людей.

Англиканизм возник как следствие так называемой "Реформации сверху". Культ и догматы в ней остались в основе католические, но епископов назначал король и отрицается зависимость от папы. С 1571 г. - Символ веры из 39 артикулов. Сохранены: церковная иерархия, культ, Литургия, сакраментальное понимание Евхаристии. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Характерной чертой Англиканской церкви является ее епископальный уклад, как католический, что напоминает, и претендует на апостольскую преемственность.

 

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств - Крещения и Евхаристии. Но Англикане не так радикальны, как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике воздержались и брак, и священнический, и конфирмация, но они не называют их таинствами, употребляя термины "священный обряд" или "священнодействия". Иногда их называют "малыми таинствами".

Англиканство и экуменическое движение

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного Совета Церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания комиссии "Вера и Устройство" выдвинул епископ Ч. Брент из Филиппин (позже - епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции - члены Всемирного Совета Церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквями. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с разными руководителями самих разных церквей, включая Римо-Католическую Церковь.

Диалог католическо-англиканский

1969 формируется Международная комиссия англиканско- римо-католическая (ARCIC I).

1971 документ "евхаристическая доктрина"Евхаристической доктрине" как ответ на критику и комментарии)

1982 - Конечный рапорт

1993 - Объяснение некоторых аспектов согласований относительно Евхаристии и служения (Clarifications - ответ на Римо-Католическую критику)

В документе "Евхаристическая доктрина" Международная комиссия англиканско-римо-католическая (ARCIC I) утверждает, что достигнуто принципиального согласия относительно основных точек учебы относительно евхаристии, не оставляя вне поля зрения ничего существенного. Комиссия сказала также, что ее целью не было приближение взглядов двух Церквей, но такое согласование, которое позволяет сказать что "это христианская вера в Евхаристию". Католическая Церковь оценила высоко согласие этого документа с ее учебой, но высказала свои замечания относительно некоторых вопросов, которые требуют дополнительного обсуждения. Это вопросы: Евхаристия и жертва Христа, присутствие Христа в Евхаристии и Евхаристический резерв и адорация.

Богословие Евхаристии в «Евхаристической доктрине»

Хотя комиссия не хотела прорабатывать целостную доктрину, а прежде всего сосредоточиться на этих вопросах, относительно которых возникают сомнения, из документов можно вырисовать образ Евхаристической доктрины. Во Вступлении комиссия отмечает разнообразие определений Евхаристии - Вечеря, Литургия, Святая Тайна, месса, синакса, Святое Причастие. Хотя комиссия не хотела прорабатывать целостную доктрину, а прежде всего, сосредоточиться на этих вопросах, относительно которых возникают сомнения, из документов можно вырисовать образ Евхаристической доктрины. Во Вступлении комиссия отмечает разнообразие определений Евхаристии - Ужин Литургия, Святая Тайна, месса, синакса, Святое Причастие. Комиссия не хочет отмечать какой-то аспект, а скорее сказать, что под каждым из определений идет речь об этой самой действительности, о которой в документе говорится. В первой части "Тайна Евхаристии" упомянуто уже большинство вопросов Евхаристической доктрины, хотя отмечается прежде всего на связь Церкви как Тела Христова с Евхаристией. Говорится также об общественном и общиннотворческом измерение Евхаристии - Христос через Святого Духа развивает жизнь Церкви, укрепляет общину членов. Много говорится о соединяющей роли Евхаристии. Вопрос Евхаристии и жертвы Христа и присутствия Христа в Евхаристии лишь упомянут.

Евхаристия и жертва Христа

Вторая часть посвящена вопросу связи Евхаристии и жертвы Христа. В этой теме идет речь об отношении Евхаристии к Пасхальной Мистерии Христа. Утверждается, что смерть и воскресение Христа в историческом смысле свершились раз и навсегда, это была совершенная жертва, к которой ничего не нужно добавлять. Евхаристия не является повторением, ни дополнением жертвы Христа. Она является анамнезом. Слово анамнеза, как кажется, должно было бы позволить избежать опасностей разных недоразумений. Это слово происходит из Нового Завета и со ІІ века употребляется в евхаристических молитвах, Отцами Церкви и богословами. В документе пробуется объяснить его понимание. И так Евхаристия это средство провозглашения сочетания, которое Бог совершает через Христа. Это не обычное упоминание давнего события. Это событие нужно помнить, как Евреи помнили событие Пасхи, то есть как оприсутствование факта из прошлого. Это своеобразное продолжение вечно длящегося памятования смерти на кресте, которая совершается благодаря включению верных в Христовый акт отдавания себя Богу. Уже в Объяснениях 1979 года комиссия объясняет, что хотя Церковь наполняет активную роль, она ничего не добавляет, потому что сама Евхаристия и возможность участия в ней являются плодом жертвы Христа на кресте. Роль Церкви сводится к благодарности, выпрашиванию милости и придания смысла здесь и теперь всему что случилось раз и навсегда в лице Иисуса Христа. Комиссия старается избежать опасности как слишком символического понимания присутствия Христа, так и впечатления, что Евхаристия повторяет жертву Христа.

К этому сроку комиссия возвращает еще раз в Объяснениях с 1993 и объясняет что Евхаристия является настоящей жертвой, но сакраментальным образом. Это не означает ее повторения, она есть оприсутсвленна благодаря действию Святого Духа.

С тем вопросом связана также тема просительной роли Евхаристии, особенно в отношении к умершим. В католическом Ответе на конечный Рапорт Конгрегация Доктрины Веры попросила подтверждения, что жертва Христа оприсутствленна со всеми ее последствиями, то есть что она может также отправляться за умерших. Комиссия подтвердила, что термин жертва уже имеет в себе это содержание. Англикане отметили на свою уязвимость в этом вопросе, указывая на молитвы в классических евхаристических молитвах из English Book of Common Prayer. Имея в виду верных, англикане думают также о тех, которые отошли.

Присутствие Христа в Евхаристии

Об этом говорит третья часть "Евхаристической доктрины". Комиссия пробует ее показать в контексте целого события Искупления, особенно Пасхальной Мистерии. Не замалчиваются измерения благодарственное, эпиклезийное и эсхатическое. Хотя документ говорит о разных способах присутствия Христа - в слове, в Собрании, в лице священника, и в евхаристических элементах - больше всего говорится об этих последних. Присутствие Христа в них очерчивается словами - правдивая (true), действительная (real). Она не зависит от веры принимающего, но благодаря вере присутствие для верующего становится присутствием в верующем. Христос в хлебе и вине является даром для верующего, но даром, который ожидает принятие верой. Слова "придите и ядите ", показывают, что дар присутствия не надо отделять от акта еды. Евхаристия существует для того, чтобы ее потреблять.

В документе больше отмечается факт перемены. как ее способ. Утверждается, что через освящающую молитву, благодаря действию Святого Духа хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Употребление конкретных терминовв (transsubstantiatio, became) поддается критике, поскольку можно бояться, что они сводят присутствие Христа лишь к освященным элементам или такой перемене, которая ассоциировалась бы с физическим изменением в элементах. Уже в Объяснениях в 1993 году комиссия объяснила. что даже если не употребляется слова transsubstantiatio в Заключительном Рапорте, комиссия хотела сказать о перемене, то же самое, что Тридентийский Собор сказал, употребляя этот термин.

Евхаристический резерв и адорация

В "Евхаристической доктрине" о хранении Евхаристии после Литургии не говорится, и этот факт обеспокоил Католическую Церковь насчет постоянного присутствия Христа в освященных дарах. Конгрегация попросила об обсуждении темы Евхаристического резерва и связанной с ним набожности (адорация). Комиссия в Объяснениях с 1979 года исходила от утверждения, что практика перепрятывания Евхаристии известна с ІІ века, тогда как адорация является намного более поздним явлением. Если делать упор на такой набожности, то это может противоречить действительному значению Евхаристии. Адорация в Литургии направлена прежде всего к Отцу, через, из и во Христе силой Святого Духа.

Авторы утверждают, что резерв хранится для тех, кто не в силе участвовать в Литургии и понимает как ее продолжение. Каждый отход от этого является злоупотреблением. Члены Комиссии не скрывали, что многим христианам трудно принять эту практику, потому что закладывает она очень статичное присутствие Христа. Католическая сторона обеспокоилась таким утверждением и поставила вопрос, на самом ли деле существует согласие по этому поводу. Разницы в практике не всегда означают разницы в вере - примером является православие, где не существует адорации, хотя верят в действительное присутствие Христа в освященных дарах и после Литургии, равно как и у католиков. Англикане подтвердили, что освященные элементы окружаются в их Церкви великим почетом, и даже те, кто не принимает адорации вне Литургии, не отрицают присутствия Христа в них.

По материалам Алиции Хрин, докторанта по экуменизму и догматике (Люблинский католический университет, Польща).

Документ «Евхаристическая доктрина» можно скачать здесь (анг.)

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...