Ваше Блаженство, новость о проекте сближения между Патриархатом Мелхиткой Греко-Католической Церкви и Патриархатом Антиохийской Православной Церкви вызывала реакцию и комментарии общественного мнения. Конгрегация по делам Доктрины Веры Конгрегация по делам Восточных Церквей и Папский Совет по делам единства христиан пытались как можно ближе ознакомиться и внимательно рассмотреть вопросы, которые принадлежат к их компетенции в этой сфере, а ответственные лица этих Ведомств получили от Его Святости поручение высказать Вашему Блаженству несколько рассуждений.

 

Святой Престол с большой заинтересованностью следит и поощряет начинание, что имеет целью способствовать процессу полного примирения христианских Церквей. Он положительно оценивает мотивацию усилий, которых вот уже несколько десятилетий докладывает Патриархат Мелхитской Греко-католической Церкви, которая пытается ускорить наступление этой такой желательной полноты сопричастя. Кодекс канонов Восточных Церквей признает это обязанностью каждого христианина (Канон 902), которая становится для восточных католических Церквей особенным "заданием" (Канон 903), выполнение которого будет регулироваться «normis specialibus juris particularis moderante eundem motum Sede Apostolica Romana pro universa Ecclesia[1]» (Канон 904).

Это в значительной степени касается двух общин, которые считают себя особым образом соединенными связью общего происхождения и общей церковной традиции, а также долгим опытом общих начинаний, которые, без сомнения, способствуют их особенному сближению.

Желание Церкви -, чтобы были найдены соответствующие пути и средства для того, чтобы в дальнейшем двигаться по пути братского согласия и поощрения новых форм, которые бы позволить осуществить продвижение с целью полного сопричастя.

Ваш Патриархат, ставя перед собой эту цель, руководствуется ощущением и знанием ситуации и присущим ему опытом. Святой Престол имеет целью способствовать этому процессу, высказывая некоторые размышления, которые, по его мнению, могут быть полезными для дальнейшего развития этого начинания.

Упомянутые выше Ведомства положительно оценивают, что католики и православные совместно осуществляют пасторальные начинания, согласно указаниям, которые содержатся в Директории относительно применения принципов и норм экуменизма, особенно в сфере христианского образования, воспитания общего служения милосердию и общей молитвы, когда это является возможным.

Что касается достижений богословского характера, здесь необходимо действовать терпеливо и осторожно, без спешки, чтобы помочь обеим сторонам пройти общий путь.

Первый уровень этой общности касается языка и категорий, которые употребляются в диалоге, наибольшее внимание следует обращать на то, чтобы использование одного и того же слова одного и того же понятия не соответствовало разным точкам зрения и толкованиям исторического и доктринального характера, и также не сводилось ни к одному упрощению.

Второй уровень привлечения к диалогу обязывает, чтобы обмен содержанием диалога не ограничивался лишь двумя непосредственными его участниками - Патриархатом Мелхитской Греко-Католической Церкви и Патриархатом Антиохийской Православной Церкви, но и привлечением конфессий с которыми эти Патриархаты находятся в полном сопричастии - католическое сопричастие, с одной стороны, и православное, с другой. В конечном итоге, православная церковная власть Антиохийського патриархата выразила аналогичное пожелание. Это глобальное привлечение к диалогу сможет предотвратить риск того, что инициативы, призванные способствовать полному сопричастю на местном уровне, могут вызывать, невзирая на благородство намерений, непонимания или недоверие.

Вернемся же к элементам, которые содержатся в символе веры Владыки Елиаса Зогби, Архиепископа-эмерита г. Баалбек Мелхитской Греко-католической Церкви, подписанному в феврале 1995 года, и к которому приобщились многочисленные прелаты Синода Мелхитской Греко-католической Церкви.

Очевидно, что этот Патриархат является составной частью христианского Востока, наследие которого он разделяет. Относительно заявления о полном присоединении к учению Восточного Православия со стороны Мелхитской Греко-Католической Церкви, следует учитывать тот факт что Православные Церкви не находятся сегодня в полном сопричастии с Римской Церковью, и что это присоединение не является возможным, пока из двух сторон нет полного соответствия в исповедуемом и практике веры. С другой стороны правильная формулировка веры значит не только ссылаться на отдельную Церковь, а на всю Христову Церковь, которая не знает границ ни в пространстве, ни во времени.

Относительно вопроса сопричастия с Епископами Рима, нельзя не знать, что доктрина, которая касается верховенства Римского Понтифика, на протяжении времени испытала изменения в плане разъяснения веры Церкви, и что ее, следовательно, следует воспринимать в целостности, от ее истоков до наших дней. Достаточно вспомнить о том, что утверждает Первый Ватиканский Собор и о том, что заявляет Второй Ватиканский Собор, в частности в Догматичной Конституции Lumen Gentium № 22 и 23, и в Декрете об экуменизме, Unitatis redintegratio, в № 2.

Что касается условий осуществления сегодня священства - вопроса, отличного от вопроса доктрины, Святой Отец хотел недавно напомнить, как можно "искать, конечно же вместе, формы, в которых это священствосможет осуществлять служение любви, что признается как одними, так и другими" (Ut unum sint, № 95) но если законно их рассматривать на местном уровне также, это следует делать обязательно в единстве с виденьем Вселенской Церкви. По этому поводу следует напомнить, что в любом случае "Католическая Церковь подчеркивает, как в своей практике так и в официальных текстах, что сопричастие отдельных Церквей с Римской Церковью и их епископов с римским епископом является главным условием - по замыслу Божьим - полного и видимого сопричастия" (Ut unum sint, № 97).

Относительно разных аспектов Communicatio in sacris, нужно будет поддерживать постоянный диалог для того, чтобы понять смысл действующего норматива в свете богословских пропозиций, которые он предусматривает, - мы будем избегать преждевременных односторонних начинаний, или таких, возможные последствия которых были недостаточно взвешены: они могли бы нанести незаурядный вред, включительно и относительно других восточных католиков, особенно тех что живут в том же регионе.

В целом, братский диалог, начатый Патриархатом Мелхитской Греко-Католической Церкви, тем более послужит экуменическому процессу, если он будет пытаться привлекать к ощущению и пониманию ситуации всю Католическую Церковь, к которой он принадлежит. Есть достаточно оснований, чтобы считать, что Православная Церковь также разделяет эту точку зрения как в целом, так и по соображениям единства в пределах православия.

Упомянутые Ведомства готовы сотрудничать, чтобы способствовать этому обмену реакций и проверок, они выражают свое удовольствие от встреч, которые состоялись на эту тему с представителями Мелхитской Греко-Католической Церкви, а также надежду и пожелание, чтобы эти встречи продолжались и углублялись в будущем.

 

Кардинал Йозеф Ратцингер - Кардинал Акилле Сильвестрини - Кардинал Эдуард Кассиди

Конгрегация по делам Восточных Церквей

Протокол № 251/75

00193 Рим, 11 июня 1997 года.

 

 


[1] Специальными предписаниями партикулярного права, причем этим движением руководит от имени всей Церкви Апостольський Престол.

Домашня Церква

dalibor
Дух свідчитиме… Як відомо, в грецькій мові поняття «мученик» передається словом «свідок», таким чин... Безперечно, власні зусилля для самоконтролю важл...
Цінувати. Навчитися цінувати все, що маю. Зберігати внутрішню чистоту і вмиротвореність. Бути в рівн...
dalibor
«Разом із Пеггі Блу ми довго читали «Медичний словник». Це її улюблена книжка. Вона захоплюється хворобами і запитує себе, які...
dalibor
«…Архетип незрячого вказує на втрату самоусвідомлення, западання в сон, відчуття небуття, перетворення в ніщо. Існувати – значить бути видимим.»Джон Галл...
З кожним роком у Львові збільшується кількість сакральних споруд. Сучасні архітектори послуговуються...
Ден пішов добровольцем до Національної гвардії у перших рядах.  Новини про нього ми дізнаємось від його молодшої сестри, яка періодично...
Не так давно «Духовність» проводила інтернет-опитування щодо формату викладання християнської етики в школах. Тема актуальна і цікава, тож в мене...
Англійський письменник Вільям Коллінз колись сказав: "У житті кожної людини, напевно, знайдуться хви...
В наш час дуже часто звучить питання із знаками оклику – в чому моє покликання, як знайти його, ві...
   Очень тяжело говорить о мире во время войны. Еще тяжелее говорить о нем в памятные дни, которые м...
dalibor
«Маловіре! Чого ти засумнівався?», - звернувся Ісус до Петра, коли той, злякавшись сильного вітру, почав потопати. Такий брак певності може...